ЛЕОНИД ГАЙДАЙ: "ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ ЮМОРИСТОВ"

Вчера классику отечественной комедии Леониду Гайдаю исполнилось бы 85. Он родился в Амурской области. После школы ушел на фронт, откуда был комиссован после тяжелого ранения. Пережив столько страданий, молодой ветеран должен был бы тяготеть к серьезному кино, однако его излюбленным жанром стала комедия. О работе с выдающимся режиссером мы попросили рассказать его друзей и коллег, работавших с Леонидом Иовичем в 60-е годы, вошедшие в историю кино как "золотое десятилетие Леонида Гайдая".

Яков КОСТЮКОВСКИЙ, писатель и сценарист:
"БРИЖИТ БАРДО В КУПАЛЬНИКЕ ВЫГЛЯДИТ ТАЛАНТЛИВЕЕ, ЧЕМ ФАИНА РАНЕВСКАЯ"
"Меня, Мориса Слободского и Гайдая собрал вместе в 1964 году Иван Пырьев, руководивший тогда Вторым объединением на "Мосфильме". Мы сразу почувствовали себя командой единомышленников. Собирались у меня дома за старенькой портативной машинкой "Эрика". Каждый из нас, как говорил Леня, приносил с собою в клюве какую-то заготовку, и по команде Гайдая - "Ну, в закрома!" - мы сводили их воедино. Когда с каким-либо эпизодом дело стопорилось (Леонид это называл "замержевало"), мы его откладывали - пусть зреет. Когда какая-нибудь удачная реплика нас смешила, Гайдай говорил: "Минуточку! А будет ли над этим хохотать зритель?" Проверяли на друзьях и родственниках.
Однажды заспорили о каком-то эпизоде. И я привел последний довод: "Печенкой чувствую, что сделать надо так". И такой аргумент Леню убедил. На экране это потом вышло хорошо. В другой раз Слободской мне говорит: "Скажи ему, что печенкой чувствуешь, чтобы он с нами согласился". Но я уже не стал злоупотреблять. А вообще работали мы весело.
Помню, в "Операции "Ы" перед съемками эпизода с раздеванием долго не могли подобрать нужный купальник для Натальи Селезневой. Кто-то из костюмеров, потеряв терпение, проворчал: "Какая разница, во что она будет одета?" Гайдай на это ответил гениальной фразой: "Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская".
В жизни Гайдай был мрачноватым человеком, не любил рассказывать анекдоты. И многие окружающие отказывали ему в чувстве юмора. У нас ошибочно за остро-словов принимают анекдотчиков, тогда как это всего лишь свойство хорошей памяти, а не ума. Остроумный человек - это тот, который за секунду до того не знает, что он скажет, и сказанное будет оригинальным. Гайдай это умел делать великолепно. Помню, однажды он мастерски поставил на место одного надоедливого сценариста: "Молодой человек, если не знаете жизни, пишите о чем-нибудь другом".
Александр ЗАЦЕПИН, композитор, народный артист России:
"УЛЫБАЛСЯ ОН РЕДКО"
"На первой нашей картине "Операция "Ы" Гайдай меня спросил, недоверчиво глядя в глаза: "Эту мелодию у тебя, наверное, где-то на другом фильме не взяли, а ты подсовываешь ее мне?" Я обиделся: "Что ты, Леня! Если не нравится, давай сочиню другую". А он: "Нет-нет, оставь, это я так просто сказал". Потом я стал приносить по два-три разных варианта одной и той же темы, и он окончательно уверился, что Зацепин пишет специально для Гайдая. Я счастлив, что моя музыка стала визитной карточкой его фильмов.
Гайдай мне запомнился серьезным, сосредоточенным человеком. Улыбался он редко. Бывало, съемочная группа хохочет до слез над проделками Никулина, а Леня серьезно так ему говорит: "Это будешь у себя в цирке показывать, а для фильма давай искать что-то другое". Гайдай всегда выбирал только лучшее.
Наталья СЕЛЕЗНЕВА, народная артистка России:
"ВАША, БОЮСЬ, НЕБЕЗУПРЕЧНАЯ ФИГУРА НАМ МОЖЕТ НЕ ПОДОЙТИ"
"Я была еще студенткой Щукинского училища, когда меня пригласили на роль подруги Шурика в фильме "Операция "Ы". Помню, на пробах Гайдай мне сказал: "Нам нравится, как вы играете, только вот ваша, боюсь, небезупречная фигура нам может не подойти". Это меня разозлило, и я мигом сняла с себя платье, гордо оставшись в одном купальнике (благо с утра собиралась ехать загорать в Серебряный бор). Он тут же с улыбкой воскликнул: "Все, на роль утверждаю!"
Как я потом поняла, это был тест на раскрепощение: смогу ли я раздеться перед камерой. Кино тех лет было целомудренным. А еще Леониду Иовичу нужно было убедиться, что у меня получится жест моей героини, когда та в душной комнате готовится с Шуриком к экзамену. Другой режиссер просто попросил бы раздеться, но Гайдай любил всех подначивать.
Кстати, Леонида Иовича не смутил тот факт, что я на 10 сантиметров выше Саши Демьяненко, игравшего Шурика. На съемках совместных сцен и в этом фильме, и в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" его просто ставили на табуретку, чтобы в кадре мы были одного роста. Критики утверждают, что, придумав Шурика, Гайдай имел в виду прежде всего себя, а образ Лиды списывал со своей жены - актрисы Нины Гребешковой. В жизни они были идеальной парой.
Владимир ЭТУШ, народный артист СССР:
"ШЛЯПУ ТОВАРИЩА СААХОВА КУПИЛИ ЗА ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ"
"На съемочной площадке у Гайдая работалось легко, он всячески поощрял импровизацию. Так, на нашей первой картине "Кавказская пленница" я совершенно спонтанно придумал фразы для моего героя: "Шляпу сними", "Горячий, совсем белый", "Комсомолка, спортсменка". Эта комедия принесла мне невероятную популярность. Когда несколько лет назад в ГУМе проводился аукцион личных вещей знаменитых актеров, то шляпу товарища Саахова купили за три с половиной тысячи долларов. Я из этой суммы ничего не получил - акция был благотворительной, но мне было приятно".
"Я ТРЕБУЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА"
Не так давно в глобальной сети прошел опрос на самые популярные фразы отечественного кино. В любимцах 10 тысяч респондентов оказались крылатые выражения из комедий Леонида Гайдая (наряду с еще несколькими советскими фильмами). С большим отрывом победила тирада "Я требую продолжения банкета" (30,63%) из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". В лидерах управдом Нонна Мордюкова из "Бриллиантовой руки" с лозунгом "Наши люди в булочную на такси не ездят" (9,13%). Не обделены народной любовью меткие высказывания: "Невиноватая я, он сам пришел", "Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты". Из "Операции "Ы" публике полюбился слоган "Кто не работает, тот ест! Учись, студент!" (8,64%). Замыкает рейтинг фраза героя Юрия Никулина "Бамбарбия киргуду" из "Кавказской пленницы" (2,52%). Предложенные респондентам словечки из современных фильмов были ими почти полностью забракованы.
ГАЙДАЙ В ЦИФРАХ
Три лучших картины Леонида Гайдая - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница" (1966) и "Бриллиантовая рука" (1968) - только за 15 месяцев проката посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР. А в целом аудитория гайдаевских фильмов (без учета повторного проката) превышает 600 млн. человек (например, у Стивена Спилберга в США зрителей было в полтора раза меньше). Можно сказать, что "бриллиантовая рука" была у самого Гайдая. В Америке быть бы ему мультимиллионером, у нас же режиссер жил скромно, как, допустим, Семен Семенович Горбунков из той же "Бриллиантовой руки".