Авиабилеты: там чай растет, но нам туда не надо

Калининград, Санкт-Петербург, Уфа, Краснодар и Сочи — вот антилидеры российского внутреннего туризма

 Тогда как за последние годы авиабилеты в целом поднялись в цене всего на несколько процентов, в эти города (из столицы) они подорожали в среднем на 50%.

Специалисты онлайн-агентства по продаже авиабилетов Biletix проанализировали стоимость купленных у них билетов и выяснили, что в среднем за последние три года проезд подорожал всего на 1%: с 9819 до 9986 рублей соответственно. Стоит отметить, что только официальная инфляция за эти годы составила более 16% — спрашивается, как же перевозчикам удается сдерживать рост своих цен? Во-первых, за счет роста пассажиропотока: объем перелетов с 2002 года за первую десятилетку века увеличился почти на 300%, и до сих пор неуклонно продолжает расти. Во-вторых, помогают и недорогие билеты за пределы Российской Федерации. Некоторые популярные направления даже дешевеют. Так, например, маршруты Моск-ва — Киев, Моск-ва — Париж и Моск-ва — Симферополь в среднем опустились в цене на 18%.

«Мы выяснили, что внутренние направления дорожают намного быстрее, чем внешние. Это определяет и развитие более глобальных тенденций на российском туристическом рынке. В частности, данные обстоятельства препятствуют росту внутреннего туризма. Я вижу еще несколько причин сложившейся ситуации, среди которых — низкая внутренняя мобильность населения, отсутст-вие развитой инфраструктуры отдыха и проблемы с качеством предоставляемых услуг в нашей стране, особенности конкуренции на авиационном рынке, отсутст-вие лоукостеров и ряд других проблем», — прокомментировал результаты исследования руководитель компании Biletix Александр Сизинцев.

Эксперты рынка внутреннего туризма данным не удивляются и отмечают, что подобные показатели — это показатели скорее не туризма, а экономики. Как отметил в разговоре с «Трудом» руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский, на заметный рост цен, например, в Сочи повлиял рост количества командировочных. Эти пассажиры должны улететь в город за любые деньги (которые к тому же платят не они, а их работодатели), а авиакомпании просто сыграли на этом спросе.

«В целом все это похоже на укрупнение рынка. Если говорить о Калининграде — то нельзя забывать, что там несколько лет назад обанкротился местный перевозчик «КД-Авиа». Компания сдерживала рост цен, формировала рынок, если даже не сказать больше — демпинговала. Летали и лоукостеры, на направлениях Питера и Сочи присутствовала «Авианова». Как раз в конце 2011 года ее и не стало», — отмечает Игорь Уманский.

Если говорить о самых популярных классических туристических направлениях — то в лидерах уверенно держатся Краснодарский край (три аэропорта — Сочи, Анапа и Геленджик), условно внутренний Крым и направление Кавказских Минеральных Вод. С последним лидером борется Санкт-Петербург, в котором все-таки сложно отделить туристов от нетуристов, поэтому подсчеты могут быть нерелевантны.

«И не забывайте о рейсах в Моск-ву, которая была и остается транспортным центром, пересадочным пунктом. Через нее летают и те, кто дальше выезжает за пределы страны, и те, кто летит из одного конца России в дру-гой», — отметил Уманский.

И все же главным сдерживающим фактором внутреннего туризма в России являются не цены или низкая мобильность населения, а отсутствие моря и климатические условия. Разве простой российский отпускник захочет лететь в марте в Мине-ральные Воды, когда можно практически за те же деньги умотать в Барселону?