Музыкальные вещи века

Московской филармонии исполнилось сто лет

Московская государственная академическая филармония справила в минувшую субботу свое 100-летие двумя памятными концертами. Не все пошло по намеченному плану, но несмотря на это праздник получился впечатляющим.

Большой зал консерватории, где состоялся первый, дневной концерт, формально не принадлежит Филармонии – он, что ясно уже из названия, консерваторский, но исторически так сложилось, что именно в нем зародилась филармоническая активность столицы. Как напомнил со сцены музыковед и ведущий концертов Филармонии Ярослав Тимофеев, 29 января 1922 года в Большом концертном зале Госфила – так тогда называлась вновь учрежденная организация, призванная упорядочить и направить музыкально-исполнительскую деятельность – революционер и композитор Борис Красин представил публике Государственный симфонический оркестр под управлением Александра Хессина, хор под руководством Павла Чеснокова, солистов – Антонину Нежданову, Константина Игумнова и других музыкантов, составивших костяк будущей Филармонии. Прозвучала весьма необычная по сегодняшним меркам программа. Вполне естественно, в нее вошла Девятая симфония Бетховена – один из главных музыкальных символов единения человечества под знаменами борьбы за идеалы разума и братства. Однако если сегодня исполнением этой гигантской партитуры формат типичного концертного вечера, скорее всего, и исчерпался бы, то тогда люди были готовы исполнять и слушать музыку в гораздо больших объемах. Поэтому за идущей свыше часа симфонией последовали хоры Михаила Ипполитова-Иванова и Сергея Танеева, Второй фортепианный концерт Рахманинова и «Поэма экстаза» Скрябина. Напомним, в стране еще шла гражданская война, и, казалось бы, до классической ли тут музыки. Однако выяснилось – именно до нее, более того: классика оказалась долговечнее самого государства, за становление которого шла тогда схватка. СССР возник почти годом позже Филармонии – и вот уже 30 лет как распался, а она не только существует, но превратилась в один из крупнейших просветительских и продюсерских центров в масштабах не только страны – планеты. Достаточно сказать, что нынешние ее концерты носят уже шестизначные номера…

Что до субботнего концерта в консерватории, он в точности повторил программу столетней давности. Логично, что все три с половиной часа на сцене играл Академический симфонический оркестр Московской филармонии под руководством Юрия Симонова. За хоровую составляющую отвечала Государственная академическая капелла имени А.А.Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка. Солистами в симфонии выступили Хибла Герзмава, Мария Барахова, Сергей Романовский и Алексей Тихомиров – певцы разных поколений, но сравнимые в звездности. Рахманиновский концерт поручили Денису Мацуеву – и как же в таком случае без биса, которым стал «Вокализ» Сергея Васильевича, сыгранный с особенной душевной широтой (можно было понять этот номер и как дань памяти Неждановой, которой посвящен вокальный оригинал произведения).

Невозможно представить себе праздник Московской филармонии без Дениса Мацуева

После этого обладателям билетов на оба мероприятия понадобились очень быстрые транспортные средства, чтобы успеть к началу концерта в Зале имени Чайковского, с 1940 года – момента своего открытия – являющемся основной резиденцией Филармонии. Здесь уже ставка была сделана на молодые силы, которые представил главный проект МГАФ последних нескольких лет – Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Правда, не удалась задуманная встреча коллектива с дирижером, которого еще совсем недавно тоже числили молодым, но уже устойчиво признали одним из ведущих в мире – венесуэльцем Густаво Дудамелем, нынешним музыкальным главой Парижской оперы. Европейско-латиноамериканский маэстро внезапно захворал, и его подменил – вы угадали, конечно Валерий Гергиев. В этих моих словах ни капли иронии, общеизвестно, что Валерий Абисалович – не только один из крупнейших дирижеров современности, но, бесспорно, не имеющий себе равных по работоспособности и оперативности. Под его началом прозвучали не только Праздничная увертюра Шостаковича и отрывки из балета Стравинского «Жар-Птица», но, например, первая часть Тройного концерта Бетховена с потрясающей Анне-Софи Муттер (я давно не слышал такого мощного и полнокровного скрипичного звука), на которую старались равняться испанский виолончелист Пабло Феррандес и наш пианист Даниил Трифонов.

Такого изумительного скрипичного звука, как у Анне-Софи Муттер, на которую равнялись и другие участники исполнения, давно не приходилось слышать

В финале концерта Вивальди для четырех скрипок соединили свои усилия вундеркинд Даниил Бессонов, концертмейстер РНМСО Елена Таросян, один из ведущих солистов филармонии Павел Милюков и патриарх отечественной скрипичной школы Борис Кушнир. Рахманиновская каватина Алеко получила эталонную трактовку Ильдара Абдразакова… Правда, еще одну потерю – от приезда в Москву отказалась из-за болезни Анна Нетребко – устроители не смогли компенсировать адекватно: впрочем, грузноватое звучание голоса мариинской солистки Ирины Чуриловой (ее партнером по дуэту из «Иоланты» Чайковского стал Сергей Скороходов) можно было списать на срочность замены. Ну а концовку программы отдали – вы снова угадали – конечно же Мацуеву, только уже с финалом Первого концерта Чайковского, который Денис Леонидович «усилил» небольшой сольной фантазией на темы Happy Birthday To You, «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» и прочих деньрожденных песен.

Валерий Гергиев и Ильдар Абдразаков представляют музыку Рахманинова

И все же, пожалуй, наиболее трогательным моментом стало исполнение адажио из Концертной симфонии Моцарта легендарным сибирско-европейским скрипачом Максимом Венгеровым и самым знаменитым альтистом мира Юрием Башметом: под эти грустно-прекрасные звуки в притемненном зале перед слушателями явились портреты Льва Цейтлина, Самуила Самосуда, Николая Голованова, Марии Юдиной, Григория Гинзбурга, Давида Ойстраха, Святослава Рихтера, Константина Иванова, Эмиля Гилельса и десятков других великих музыкантов, чье искусство составило славу Московской филармонии. С такими традициями – как не пожелать именитой организации еще как минимум сто лет процветания.