ПСИХ НА СВОБОДЕ

Психически больные преступники содержатся почти без охраны

Прошлой осенью по городу Энгельсу прокатилась волна разбоев. Причем было похоже, что совершает их один и тот же человек. Преступник нападал в темное время суток во дворах и подъездах домов на одиноких женщин. Приставив нож к горлу, требовал деньги и ювелирные украшения...
Когда его задержали, выяснилось, что 23-летний житель Энгельса Алексей М. с детства страдает олигофренией.
- На следствии он охотно рассказывал о своих "подвигах", - говорит старший прокурор отдела прокуратуры Саратовской области Андрей Мещанинов. - Как оказалось, ранее этот человек был осужден за подобные преступления и помещен в специализированную психиатрическую больницу, откуда совершил побег.
В заключении судмедэксперта отмечены эмоциональная тупость и жестокость Алексея, а также "устойчиво криминальное поведение". Здесь же сказано, что он совершал многократные побеги из психиатрических стационаров. Как же пациент спецпсихбольницы оказался на свободе?
- Побеги из наших учреждений случаются редко, - утверждает заместитель главврача областной психиатрической больницы Константин Коломейчук. По его словам, каждый из таких случаев считается серьезным ЧП и влечет за собой служебную проверку. Что касается Алексея, то его в больнице привлекали к хозработам. В один из дней, воспользовавшись ослабевшим надзором, он спокойно покинул спецучреждение.
Вот так все просто. Красноармейская психиатрическая больница, где содержался беглец, - единственная в области имеет специализированное отделение. Только в прошлом году сюда было направлено по решению суда за совершение уголовных преступлений несколько десятков человек.
Спецотделение в Красноармейске открыли еще в середине 90-х годов. Больница находится в ведении областного министерства здравоохранения, однако на ее охрану из местного бюджета денег не дают. За душевнобольными, в том числе совершившими тяжкие преступления, приглядывает только медицинский персонал. Кстати, в саратовской областной психиатрической больнице, куда для проведения судмедэкспертизы привозят подследственных, еще недавно была та же ситуация, но ее удалось исправить. Договорились об охране спецотделения больницы силами областного ГУВД. А в Красноармейской больнице, куда впоследствии часть тех же преступников попадает по решению суда, такой охраны нет. Не появилась она и после побега.
Когда материал был подготовлен к печати, со мной связался главврач Красноармейской больницы Юрий Калямин и радостно сообщил, что впервые больнице выделены средства на охрану - 1,5 миллиона рублей, а договор с вневедомственной охраной должны заключить якобы уже в ближайшее время.