«Европа» с креном

«Труд» выяснил, что пока крупного повода ни для восторга, ни для страхов нет

Сообщение о новом проекте Зураба Церетели «Европа» высотой более 300 метров, напечатанное в журнале «Огонек» и повторенное множеством СМИ, уже вызвало шквал звонков в приемную знаменитого скульптора как от восторженных почитателей, так и от напуганных скептиков. 

Во-первых, коллеги Зураба Константиновича по Академии художеств, которую он возглавляет, сказали, что ни о какой специальной презентации композиции в личной мастерской господина Церетели на Большой Грузинской, 17 им неизвестно. Во-вторых, «Европа» — вовсе не новый проект. Чтобы увидеть его, совершенно не надо нарушать тишину мастерской скульптора. Достаточно зайти в публичную Галерею Зураба Церетели на Пречистенке, где уже много лет в открытой экспозиции находится эта самая работа, изготовленная в трехметровом варианте еще в 1991 году.

Это нечто вроде Эйфелевой башни, только накрененной набок и составленной не из металлических ферм правильной геометрической формы, а из десятков макетов знаменитых европейских зданий. Внимательный глаз узнает в этом башнеобразном нагромождении куски собора Парижской Богоматери, храма Василия Блаженного, знаменитых на весь мир оперных театров, триумфальных арок: Выглядит если не красиво, то по крайней мере занятно. Уж точно познавательно — можно показывать школьникам как своего рода хрестоматию по европейской архитектуре последних 2 тысяч лет.

Правда, когда это будет уже не макет, а в сто раз больший корявоватый наклонившийся гигант, возможно, слабонервных к такому монстру лучше не подпускать. Но, как объяснили «Труду» в Академии художеств, пока о конкретном месте и сроке установки полнометражной композиции нет речи. Впрочем, зная энергию Церетели, можно с большой вероятностью говорить, что и гигантская «Европа» вслед за гигантским «Петром I» в недалеком будущем восхитит (испугает) москвичей.