Сердце, тебе так хочется гламура...

Люди ищут дешевые копии известных брендов, закрывая глаза на заведомо худшее качество

Россию завалил контрафакт, и многие граждане не видят в его покупке ничего зазорного. Треть россиян заявили в опросе о готовности приобретать контрафактные товары. Наибольшей популярностью пользуются одежда и обувь — их покупают 40% опрошенных, табачные изделия (22,5%) и продукты питания (21,9%). Хорошо продаются поддельные автозапчасти и программное обеспечение. Главное теперь — экономия, а уж вопрос легальности — дело десятое.

Поток контрафакта хлынул в страну с тех пор, как западные бренды потянулись на выход из России и был разрешен параллельный импорт. Теперь любой предприниматель может закупить за рубежом товар, входящий в список разрешенных к параллельному импорту марок, и привезти его в страну, таможня не станет останавливать. Таким образом в страну ввезли уже более 1 млн тонн товаров. Однако одновременно резко ухудшилась ситуация с подделками. Чаще всего завозят поддельные детские игрушки, одежду, обувь, парфюмерию и электронику из азиатских стран.

Куда смотрят таможенники? Они говорят, что не в состоянии перекрыть вал подделок: «Таможня не сможет отличить оригинальный ботинок от контрафактного — они же не будут вскрывать коробку. Если по документам идет известный бренд, значит, так оно и есть». А то, что задерживается, — капля в море.

Так, по данным Южного таможенного управления (Ростов), в 2022-м было выявлено 4,6 млн единиц контрафактных товаров, а годом ранее показатель был в три раза ниже. «Большая часть выявленного контрафакта — товары легкой промышленности. Подделки под спортивные бренды Nike, Adidas, Reebok. А еще крупные партии поддельных батареек, зубных щеток, этикеток для алкогольной продукции», — рассказали в ведомстве.

С автозапчастями та же беда. В 2022 году доля поддельных деталей выросла вдвое, достигнув 28%. Наибольшая доля контрафакта — в сегменте моторных масел и технических жидкостей. Мошенники подменяют оригинальные канистры премиальных брендов на контрафакт, а внутрь заливают дешевую базовую основу. Растет и доля нелегального табака: в 2022 году она увеличилась до 12,1%. Из оборота было изъято около 1 млрд штук нелегальных сигарет, а сколько попало к курильщикам, никто не знает.

Понятно, высокий процент подделок присутствует на рынках и в мелких торговых точках. Однако пользователи крупных маркетплейсов в интернете также теперь все чаще жалуются на то, что заказанные товары — не оригинальные. На Wildberries или Ozon сейчас можно найти любые бренды, но насколько они подлинные? По некоторым данным, доля нелегальной парфюмерии на известной российской площадке достигает 66%, воды — 58%, а обуви — 47%.

Впрочем, многих покупателей это не особенно смущает. Сознательное приобретение подделок превращается в тренд. По итогам прошлого года россияне купили на маркетплейсах рекордное количество контрафактных товаров, большинство из которых — поддельные люксовые бренды, в том числе Louis Vuitton, Burberry, Polo Ralph Lauren. Вряд ли граждане не в курсе: товары люксовых брендов не могут продаваться на онлайн-площадках по ценам массмаркета. Тем не менее продажи увеличиваются с каждым месяцем. Объем оборота непищевого контрафакта сегодня превышает 6,5 трлн рублей.

Популярность подделок эксперты объясняют отсутствием альтернативы (оригинальные вещи недоступны) и снижением реальных располагаемых доходов. Неудивительно, что самый высокий процент покупок подделок фиксируется в регионах с низкими доходами. Люди вынуждены экономить, но им тоже хочется гламура, вот они и ищут дешевые копии известных брендов, закрывая глаза на заведомо худшее качество.