На нас наезжают

Самокаты появились на улицах - и уже есть первые жертвы

Еще в полях белеет снег, а в Петербурге появились первые пострадавшие от самокатов. Сезон этих средств индивидуальной мобильности официально открылся в третьей декаде марта, но еще за неделю до старта доставщик еды сбил 13-летнего подростка в Лыжном переулке. А на Гранитной улице 20-летний молодой человек упал с электросамоката. Он госпитализирован с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга и раной затылочной области. А на станции метро «Ломоносовская» самокат «зажевало» эскалатором, из-за чего вестибюль был закрыт на 20 минут...

Прошлой осенью в городе на Неве было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека») после гибели 11-летнего мальчика. Вечером 13 октября на Кондратьевском проспекте 59-летняя женщина на авто сбила пятиклассника на самокате. Школьник спустя сутки скончался от полученных травм в больнице. А тремя днями раньше у дома № 18 по Индустриальному проспекту 37-летний водитель «Шкоды Октавии» сбил восьмиклассника, выехавшего на электросамокате между машин на проезжую часть. Мать, что характерно, шла рядом. Мальчик госпитализирован...

Такие новости петербуржцы читали в течение сезона едва ли не каждый день. И вот новое лето на пороге. А количество электронных устройств на городских дорогах растет и насчитывает уже десятки тысяч. В соглашении Смольного с кикшеринговыми компаниями в этом году внесены ограничения по скорости до 20 км в час, в центре — до 15 км. Закрыты для самокатчиков Невский и Адмиралтейский проспекты, Дворцовая, Сенатская, Исаакиевская площади, Большая Конюшенная, Малая и Большая Морские улицы, Английская, Дворцовая и Адмиралтейская набережные, Заячий остров, Летний, Таврический и Михайловский сады. А с 1 марта, как известно, в ПДД внесены изменения: предусмотрен штраф за превышение в размере 500 рублей. То есть за движение со скоростью, которая при ДТП приводит к тяжелым травмам и даже к гибели людей, водитель самоката заплатит столько же, сколько за две чашки кофе на набережной.

Простой вопрос: если самокатчик нанес травму человеку и скрылся, то как пострадавшему найти виновника? Номера на самокатах трудно читаются, а вечером совершенно не видны. Но главное, пешеходы с началом самокатного разгула находятся в постоянной опасности. Вышел из дома — того и гляди собьют. Чаще всего сзади, но могут въехать и прямо в лоб. Приходится все время оглядываться, так и до паранойи недалеко. Особенно пугают дети и отчаянные молодые люди на самокатах.

Прошлым летом, пытаясь повторить любимый маршрут по Троицкому мосту, я вдруг обнаружила, что стада самокатчиков едут в том же двухметровом пространстве тротуара, где шагают пешеходы. Они и не думают спешиваться, просто гонят навстречу и сзади, и никто им не указ. Тут уже не до невских красот. Как там у Бродского? «Не выходи из комнаты, / Не совершай ошибку».

«Удобный, экологичный, недорогой вариант передвижения», как рекламируют свой товар хозяева кикшеринговых компаний, вдобавок создает настоящие пробки на дорогах. При этом ни водительских прав, ни средств защиты им не требуется. Никто их не проверяет и на предмет алкогольного опьянения.

Между тем в Вене ужесточили правила использования электросамокатов. Их запретили парковать на тротуарах, там все больше мест, куда скутерам въезд запрещен и где они автоматически отключаются, — например, возле больниц, рынков и других посещаемых мест. В пределах центрального венского Ринга одновременно могут находиться не более 500 самокатчиков. За соблюдением правил следит полиция. Недавно городская администрация разместила заказ на создание интерактивной карты, позволяющей наблюдать за любителями быстрой бесшумной езды.

В столице Словении водителям электросамокатов ограничили скорость до 5 км в час. Во Франции им запрещено передвигаться на пешеходных дорожках, шоссе и даже сельских автодорогах. Власти Парижа рассматривают вопрос полного их запрета, «если дорожная ситуация не улучшится». В Италии нерадивых водителей электросамокатов будут отправлять на курсы вождения. В Мадриде за появление электронных скутеров на тротуаре взимается штраф в 500 евро, как и за использование телефона во время вождения электросамоката или за вождение в нетрезвом виде.

В Великобритании движение электронных скутеров является незаконным — за исключением использования на частной земле. В Турции действует законодательство об электронных скутерах с ограничениями по мощности устройств и установлению минимального возраста пользователей, но после серии аварий власти обещают ввести более строгие ограничения.

В Берлине электросамокаты можно использовать только на велосипедных дорожках. Строгое законодательство диктует мощность, максимальный вес и расчетную скорость устройств, которые можно арендовать у государственных поставщиков.

И только в России движение самокатов по тротуару, пешеходной дорожке в порядке вещей. Если это «подвергает пешеходов опасности или создает помехи для их движения — водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов». Так сказано в правилах, но ведь это не более чем благое пожелание?