В минувшую пятницу глава Минфина России Алексей Кудрин заявил, что Белоруссия в случае отказа от приватизации госпредприятий может лишиться возможности получить кредит от ЕврАзЭС в размере 1 млрд. долларов.
Именно на эти деньги возлагает свои надежды официальный Минск. Напомним, что проблемы с иностранной валютой в стране начались после поползших слухов о грядущей девальвации. В результате испуганное население стало скупать валюту. 11 мая республика девальвировала национальную валюту в полтора раза. При этом
«Госзаводы вынуждены платить за те же комплектующие большие деньги, — говорит „Труду“ директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Логично в такой ситуации переложить расходы на покупателей, то есть повысить цены на товары». Однако, по его словам, в условиях жесткого контроля со стороны государства им могут не позволить этого сделать.
Впрочем, полностью контролировать цены властям Белоруссии пока не удается. Так, цена на
Динамика белорусской экономики сейчас сильно зависит от дальнейших шагов властей, говорит профессор Российской экономической школы Олег Замулин. «Если Минск не включит печатный станок и будет бороться с инфляцией, ужесточит денежную политику, реструктуризирует долги, то будущее экономики вовсе не так страшно», — полагает экономист.
Он также согласен с мнением российского министра финансов, который заявил о необходимости приватизации белорусских предприятий. «Да, это выход, поскольку
Замулин считает, впрочем, что проведенная девальвация пойдет стране на пользу. «Она сделала белорусские товары более конкурентоспособными на иностранных рынках, например в России», — отмечает эксперт.
Однако Игорь Николаев полагает, что обрушение курса белорусского рубля — не панацея. Дело в том, что в 1998 году Россия смогла благодаря девальвации сделать национальные товары более конкурентоспособными на внутреннем рынке, в частности это относится к продуктам питания. Но в Белоруссии сейчас иная ситуация: торговый баланс отрицательный (то есть страна покупает больше, чем продает).
При этом большая часть продуктов питания в магазинах — отечественные. Поэтому потенциал роста спроса в продуктовом секторе небольшой. А что касается западных комплектующих в машиностроении (составляют существенную долю импорта), то, полагает Николаев, быстро заменить их белорусскими аналогами вряд ли получится. По его словам, несмотря на финансовые проблемы, экономика Белоруссии не пошатнулась. «По итогам I квартала 2011 года рост промпроизводства составил 12%, ВВП — 10% (для сравнения: в России за тот же период ВВП увеличился всего на 5%)», — говорит аналитик ФБК. Таким образом, по его словам, к концу года рост белорусской экономики составит около 5% по сравнению с 2010 годом.