Нас не догонишь!

Автомобилизация российского населения бьет рекорды

Иногда случаются приятные ошибки. В январе крупнейшая консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers предсказала падение российского автомобильного рынка на 8% (в лучшем случае небольшой рост — на 4%). А все вышло наоборот: по части автомобилизации мы быстро догоняем если не Америку, то Европу точно.

За первую половину 2012 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 15% в количественном выражении и на 26% в денежном по сравнению с первым полугодием 2011‑го — об этом сообщили российские агентства и представитель PwC Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли.

Причем рост шел от достаточно высокой базы: годом раньше продажи новых легковых машин в России выросли аж на 39% (по деньгам — в полтора раза). Специалисты объясняли этот феномен двумя госпрограммами поддержки покупательского спроса: льготным кредитованием покупок бюджетных машин отечественного производства и выплатой компенсаций за утилизацию автохлама с последующей покупкой нового авто.

Но в нынешнем году действие программ закончилось, а продажи продолжают расти: только за первое полугодие российский авторынок вырос до 1,413 млн проданных машин (нам на весь год прогнозировали 2,6 млн). Причем за один лишь июнь оборот авторынка увеличился на 27% — до 216 млрд рублей (почти 7 млрд долларов).

Самый ходовой товар — по-прежнему продукция «Авто-ВАЗа»: на первом месте — «Лада Калина» (за полгода продано 67 526 автомобилей), на втором — «Лада Приора»  (59 541 автомобиль). На третьем месте «русская иномарка» Hyundai Solaris — их продано 58 020 штук. Но и более дорогие машины стали доступнее. Средняя цена одного проданного автомобиля по итогам полугодия поднялась до 789 798 рублей (почти три «Калины»).

Кстати, самое большое падение сбыта в нынешнем году (на 40%) отмечено на вазовские «девятки». Зато взрывной рост продаж празднуют японский Nissan Juke (455%) и немецкий Volkswagen Tiguan (127%) — самые свежие и достаточно дорогие модели. То есть российский потребитель теперь предпочитает качество и комфорт, а не дешевизну.

Характерный пример: еще год назад американский концерн General Motors заключил с Мин-экономразвития договор, согласно которому выпуск автомобилей компании на предприятиях в Санкт-Петербурге и Тольятти за ближайшие пять лет будет увеличен до 350 тысяч штук с нынешних 200 тысяч. Но уже сегодня GM планирует ускорить реализацию этих планов: рынок не ждет!

Тем временем в Европе царят иные настроения: продажи автомобилей еще весной упали до самого низкого уровня с 1998 года. Только за первый квартал нераскупленными оказались 3,43 млн автомобилей — 7,3% европейского авторынка. Во Франции продажи упали на 23%, в Италии — на 27%. 

Эксперты объясняют это кризисными настроениями в обществе. «Частные и государственные покупатели автомобилей стали осторожными», — говорит аналитик IHS Automotive Карлос да Сильва.

Никто не может понять феномен непредсказуемого российского рынка, который тоже предчувствует кризис и даже готовится к нему. Июньский опрос Института экономической политики имени Гайдара показал, что 63% российских промышленных предприятий приготовились в случае наступления новой волны кризиса снизить зарплаты персоналу и перейти на неполную рабочую неделю.

Нынешний всплеск покупок автомобилей, причем не самых дешевых, нельзя объяснить и повышением нынешнего уровня доходов населения. Росстат зафиксировал этот показатель на уровне 7–8%, что вдвое ниже роста продаж на автомобильном рынке. 

Кстати, опережающими темпами растут и банковские вклады населения: глава ЦБ Сергей Игнатьев прогнозирует, что в 2012–2013 годах они будут расти со скоростью 15–19% в год. Правда, в прошлом году частные вклады приросли на 22%, а в 2010‑м — аж на 31,2%. 

Возможно, это как-то объясняет и последующую кривую роста автопродаж: в 2010 году денег накопили побольше — и новых авто купили побольше, в 2011‑м вклады росли медленнее — притормозился и рост автопродаж.

Однако банковские вклады имеют меньше 20% российского трудоспособного населения. Несколько больше россиян (примерно каждый четвертый) пользуются кредитными услугами банков, в том числе автокредитами (11% заемщиков). В центральном каталоге уже имеется 20 млн кредитных историй, и ежемесячно к этой цифре добавляется еще примерно 1 млн. Следовательно, действующих (непогашенных) автокредитов в стране имеется как минимум 2,2 млн — с ежемесячной прибавкой в 110 тысяч штук.

Эксперты «Труда» предполагают, что продолжающаяся ускоренная автомобилизация россиян — в кредит или за наличные — связана не с уверенностью населения в завтрашнем дне, а совсем наоборот — с неумением застраховаться от возможных материальных невзгод в ближайшем будущем. Поставленные перед дилеммой: копить на черный день или купить вещь, очень многие россияне чаще выбирают второе.

А там — Бог не выдаст, свинья не съест. В конце концов, автомобиль — это тоже вложение денег, и в самом пиковом случае его можно будет продать.

 Алексей Захаров аналитик инвестиционного холдинга «Финам»

— Быстрый рост автомобильного рынка связан с тем, что наш покупатель — самый отважный покупатель в мире. Сейчас сохраняется угроза второй волны кризиса, но многие убедились, что их пока не увольняют — и рванули в банки за кредитами на покупку автомобилей. Во-вторых, многие ведущие автопроизводители повернулись лицом к деревне — к так называемым растущим рынкам. Для таких рынков нужны специальные автомобили, которые бы совмещали потребительские характеристики и стоимость. Раньше считалось в порядке вещей один и тот же автомобиль продавать что в Калифорнии,

что в Парагвае. Кризис заставил пересмотреть подходы к маркетингу. Такие компании, как Volkswagen, Hyundai, Kia, отреагировали быстро. Они посмотрели на французов с «румынским» «Логаном», и выпустили свои аналоги. Конечно, объемы продаж сразу выросли. Третий фактор — оживление кредитования. Банки боятся вкладываться в крупные проекты из-за опасности невозврата, а вот кредиты на машины дают с удовольствием.

Леонид Ольшанский вице-президент Движения автомобилистов России 

— Благосостояние людей растет, растут доходы — и люди, естественно, тратят больше денег на автомобили. Некоторые богатые семьи покупают по две-три машины, особенно это касается больших семей, где есть дети. Автомобиль перестал быть роскошью, он не воспринимается даже как средство вложения денег, как недвижимость или драгоценности из-за быстрого износа. Автомобиль — это то, на что люди могут потратить лишние деньги. Хотя не стоит делать вывод, что этих лишних денег у людей много. Ведь машины покупаются средней стоимости, а не «Ягуары», например.

 Сергей Удалов исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»

 — Если сравнивать нашу страну с Западной Европой, то насыщенность автомобилями у нас невысока. Там эта цифра достигает уже 500 автомобилей на 1000 человек, в России пока вдвое меньше. Но с развитием страны эта разница будет неизбежно сокращаться. Процесс автомобилизации происходит давно, и сегодня многие вещи уже просто невозможны без личного авто. Учитывая, что общественный транспорт у нас не

на самом высоком уровне, получается, что именно машина обеспечивает определенный уровень комфорта. И в Москве, и в регионах люди планируют свою работу и жизнь с расчетом на мобильность. Когда у человека есть автомобиль, то он имеет преимущество и на рынке труда, поскольку при выборе работы уже не привязан к своему городскому району или даже к определенному населенному пункту.