ГОНЩИЦА СТАЛА НЕВЫЕЗДНОЙ,

Каждое лето приезжает к себе на родину в Новохоперск пятикратная чемпионка мира по велосипедному спорту Галина Николаевна Васильева. Правда, мир ее знает по девичьей фамилии. Русская "ракета" - Галина Ермолаева в 1961 - 1965 годах выиграла все чемпионаты Европы и мира по велосипедным гонкам на шоссе и на треке. Добиться такой потрясающей стабильности не удавалось больше никому.

В гонке с общим стартом на русскую "ракету" буквально с первых секунд начиналась настоящая охота. Ее старались подмять в стартовой сумятице, пытались сбить на повороте, выливали под колеса машинное масло, случалось, пускали в ход даже велонасосы, когда все аргументы были исчерпаны.
Самое серьезное испытание произошло в Праге. Там за несколько минут до появления лидера кто-то разбил кирпич и рассыпал его осколки по шоссе. Шина велосипеда оказалась пробитой. Ермолаевой бросили с обочины запасную. Помогать спортсмену в ремонте машины было запрещено правилами соревнований. Велосипедистка в любой ситуации должна сама заменить шину. Несмотря на задержку, Ермолаева все равно на финише была первой.
В те годы только два советских человека пользовались за рубежом такой бешеной популярностью - Юрий Гагарин и Галина Ермолаева. Их снимками были заполнены обложки журналов, первые полосы газет.
- Товарищ Ермолаева, а вы у нас член партии? - справился как-то на приеме в Георгиевском зале Кремля, подойдя к ней с бокалом, генсек Л.И. Брежнев.
- Пока нет, - ответила Галина, - много времени спорт забирает.
- Как же так, - удивился партийный вождь, - капитан сборной команды СССР обязан быть коммунистом. И вообще мы не можем посылать за рубеж беспартийных.
- Я подумаю, Леонид Ильич, - заверила Галя.
- А у вас автомашина есть, товарищ Ермолаева? - вдруг поинтересовался Брежнев.
- Нет еще...
- Это недопустимо идеологически, - укоризненно произнес генсек и покачал головой, - зарубежные журналисты спросят, на чем ездит чемпионка мира, кроме велосипеда... А она что скажет? На трамвае?...
Члены Политбюро ЦК согласно закивали головами: непорядок, дескать.
- Я вам свой автомобиль "Вольво" дарю! И даю рекомендацию в КПСС... - торжественно произнес Брежнев.
Дар действительно был щедрый. Ермолаева вступила в партию и начала осваивать иномарку. Когда она мчалась на ней по Москве, милиционеры отдавали честь. Думали, что едет член правительства. Но судьба этой машины оказалась незавидной. В гололед ее закрутило у Триумфальной арки, перевернуло... Автомобиль был разбит вдрызг. Сама Галина, к счастью, осталась живой и невредимой. Брежнев, когда узнал о случившемся, ругаться не стал, подарил "Жигули".
Предки Галины Николаевны по матери - новохоперские казаки Ермолаевы - были лихими рубаками, наездниками. Не менее отчаянными лошадниками были и деды, прадеды по отцу - Завозины. Отец после войны забрал семью в Москву. Стал работать таксистом. Дочь Галя в седьмом классе увлеклась лыжами. Ее данные были столь блестящи, что в шестнадцать лет Галина завоевала звание "мастер спорта СССР". Одаренную юную спортсменку в январе 1958 года отправили на какой-то праздник в Свердловск. Там были жуткие морозы. Галина отморозила ноги. Встал вопрос об их ампутации. Врачи не видели другой возможности спасти жизнь пострадавшей. Но молодой организм переборол недуг. Гангрена отступила.
Уже в следующем году в составе велосипедной команды спортивного общества "Локомотив" Ермолаева выиграла индивидуальную гонку на 20 километров на Всесоюзной спартакиаде школьников в Ленинграде. Ее заметил тренер "Спартака" Владимир Васильевич Урываев и пригласил в... сборную страны. В августе 1961 года Галина дебютировала на чемпионате Европы в Будапеште. С невероятной легкостью Ермолаева победила на дистанциях в 20, 25 и 50 километров. Эти дни стали самыми счастливыми в ее жизни. Золотые медали, восторг публики, цветы, шампанское. Забыть такое невозможно.
Всего в женской сборной велокоманде страны было пять девушек. Четверо выступают, пятая - в резерве. Зачет идет по результатам трех. Понимали они друг друга без слов. Стоило на трассе измениться ветру - и велосипедистки тут же перестраивались, кто-то шел впереди, принимая на себя воздушную волну. Другие пристраивались за лидером. Работали, не щадя сил. Галина, например, проезжала в день по 250 - 350 километров. Все они были талантливы. Но "королевой велосипеда" по праву считалась Ермолаева. Живи она за рубежом, безусловно, была бы миллионершей. В Советском же Союзе, она получала 140 рублей спортивной госстипендии в месяц. Прибавка к получке пошла в 1962 году после зачисления в ЦСКА. С получением каждого нового воинского звания вырастала и зарплата.
Во время чемпионата в Берлине ей, как всегда, не было равных. Фидель Кастро, рядом с которым в правительственной ложе театра оперетты Ермолаева смотрела праздничный концерт, не скрывал своего восторга:
- Остров Свободы всегда ждет русскую "ракету" в гости...
В 1964 году Галина Николаевна окончила дневное отделение МАДИ, получила диплом инженера-строителя аэродромов, туннелей и мостов. Сначала ее направили на строительство космодрома Байконур. Как всегда, радость и огорчение пришли к ней вместе. В том году она стала женой Анатолия Сергеевича Васильева, который работал главным конструктором электрической части спутников, ракет, орбитальных станций, других аппаратов космической программы. Тогда же кадровики провели ее по первой форме допуска, что означало запрет на выезд за границу. Для нее это было равносильно трагедии - стать в расцвете сил невыездной.
В 1965 году Галина Николаевна начала преподавать в Московском автодорожном техникуме свой любимый предмет "автомобиль". Потом работала начальником технического отдела "Главмостдоруправления". Сейчас она - главный инженер ОАО "Спецтранс". Рабочий кабинет - в мэрии, на Тверской. Но основная часть времени проходит на объектах строительства третьего кольца столичной окружной дороги. Рабочие даже не подозревают, что их строгая руководительница - заслуженный мастер спорта, пятикратный чемпион мира, майор армии России, а еще - "почетный донор".
- Раз Бог дал крепкое здоровье да еще и редкую группу крови "1-А", - говорит Галина Николаевна, - значит надо делиться с другими.
В общей сложности она сдала больше 38 литров крови. В экстренных случаях переливание идет напрямую. Больной и донор видят друг друга в лицо. Конечно, каждый думает в это время о своем. Одно можно сказать с полной уверенностью: наша героиня считает себя счастливым человеком, поскольку имеет возможность отдать что-то необходимое хорошим людям.