Главная Культура 00:01 16 Февраля 2024 4802
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых — хранительские фонды и мастерские реставраторов.

На выставке «Руанские соборы». Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» в центре внимания лишь две картины, к тому же всем давно знакомые, а не привезённые издалека. В 1860-70-х их автор был среди основателей импрессионизма — направления, название которому (кстати, сперва издевательское, из фельетона Луи Леруа), дала его картина 1872 года «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression. Soleil levant).

Два варианта композиции «Руанский собор» (1892-94) отразили интерес Моне к эффектам цвета и света, трансформирующихся в зависимости от времени суток и погоды. Свои эксперименты с колоритом и освещением мастер начал задолго до создания этого цикла и продолжил после его завершения. Для большинства художников-импрессионистов был важен принцип серийности, вытекающий из настойчивого стремления уловить свет и краски природы, все новые и новые оттенки изменчивого освещения. Однако именно Моне стал лидером подобных исканий.

«Соборам» предшествовали серии «Вокзал Сен-Лазар», «Стога» и «Тополя на Эпте». А позже появились циклы снежных сцен, созданных в Норвегии, «Виды Темзы» и, наконец, «Кувшинки» — их Моне напишет сотни. В отличие от других серийных мотивов, в «Соборах» художник избрал жанр городского ландшафта, однако настолько сосредоточился на одном фрагменте фасада базилики в Руане, что скорее писал «портрет» самого здания. Непрерывно меняющиеся черты его облика Моне воспринимал как калейдоскоп, порой становящийся наваждением. Почти случайно выбрав этот сюжет при деловой поездке в Руан, в дальнейшем художник несколько раз начинал и бросал этот замысел, уезжал и возвращался, находил комнаты под мастерскую с одним или другим видом на собор, сдвигаясь вправо и влево. И вдруг признавался в письмах жене и маршану: «Я сломлен... У меня была ночь, полная кошмаров: собор... казался то синим, то розовым, то желтым». Расставляя в ряд несколько полотен (рядом с мольбертом могло быть до 14 холстов), он переходил от одного к другому по мере того, как преломлялись лучи солнца на фасаде.

Парадокс, но цикл «Соборов» целиком никто не видел, разве что близкие Моне. Спорят и о количестве этих картин: сегодня известно 35 фрагментов, рассеянных по миру, плюс наброски. Редкий музей может похвастать этими холстами, более других повезло, понятно, парижскому Орсе, хранящему сразу пять «Соборов».

Даже в тот единственный раз, когда серию с максимальной полнотой показывал сам автор, в зале висело лишь 20 холстов. Тогда, на персональной выставке Моне, открытой 10 мая 1895 года в парижской галерее маршана Поля Дюран-Рюэля, «Соборы» были впервые явлены зрителю. Схему развески для столь амбициозного проекта автор разработал лично.

Художник очень хотел, чтобы все полотна цикла хранились в одной коллекции. Его правоту подтверждал коллега, Камиль Писсарро, в письме к сыну выразивший сожаление, что тот не увидит выставку Моне: «Соборы разойдутся в разные стороны, а их нужно смотреть вместе. Молодежь и даже поклонники Моне нападают на них, а я восхищен этим необыкновенным мастерством». Сезанн согласился с коллегой: «Это работа человека, упорно и последовательно стремящегося запечатлеть неуловимые оттенки освещения».

Увы, сам автор заложил мину под реализацию стройной идеи, назначив за каждый холст чересчур высокую цену: 15 тысяч франков. Желающих выложить триста тысяч зараз не нашлось.

Заметим, в 1890-х Моне уже не бедный полуголодный гений, рано потерявший жену-страдалицу. Теперь это солидный господин с неколебимым авторитетом, высокими гонорарами, имением в Живерни и прочным местом в истории Франции, за него и его полотна хлопочет не кто-нибудь, а премьер Клемансо.

Но гений перехитрил сам себя — серия разошлась «в розницу». Два холста приобрел московский фабрикант Сергей Щукин, причем один из них, «Руанский собор вечером», прямо у автора в 1901 году за 18 тыс. франков. А поскольку в дальнейшем цена росла, второй «Собор» русский коллекционер купил у Дюран-Рюэля уже за 22 тыс. франков.

Холсты, попавшие в ГМИИ в 1948 году после ликвидации Госмузея нового западного искусства, прочно вошли в топ знаменитой московской коллекции импрессионистов. Казалось бы, чего такого мы о них не знаем?

Оказалось — многого. Даже у хранителей было множество вопросов, ради ответа на которые предприняли серьёзные, подробные исследования. Несмотря на государственный статус одного из главных музеев страны, задействовать весь арсенал современных технологий экспертизы оказалось невозможно без помощи старого верного спонсора ГМИИ — LG.

Рабочая группа проекта, помимо историков искусства включившая химиков, технологов, реставраторов, провела исследование в 2023 году. Рентгенография, анализ структуры и состава пигментов, выявление особенностей холстов позволили узнать немало нового о методах Моне. В частности, съемка в инфракрасной зоне спектра показала, что автор картин писал их без предварительного рисунка на холсте и вплоть до завершения работы не изменял композицию.

На интересные выводы навела и возможность сравнения двух полотен. Дело в том, что красочный слой у Моне настолько плотен и объёмен, что местами обладает прямо-таки скульптурной лепкой, и это качество по-разному «работает» в разных полотнах. Отличается на них даже количество краски: при одинаковом формате «дневной собор» тяжелее «вечернего» на целых 600 граммов. Картины и подписаны, как выяснилось, в разное время, тогда как раньше считалось: Моне работал над серией постепенно, а подпись поставил сразу везде.

Исследование подтвердило и другое важное обстоятельство: холст «Соборов» не лучшего качества, а красочный слой не имеет с основой настолько прочной связи, чтобы не бояться вибрации при переездах. Стало ясно, насколько право было руководство музея, неизменно отвечая отказом на многочисленные просьбы предоставить эти картины на выставки. Разумеется, это не то критическое состояние, как у горемычной шестисотлетней «Троицы» Рублева, которая в аварийном статусе недавно пережила третью транспортировку за полтора года, к тому же без обещанной спецкапсулы со стабильным режимом температуры и влажности (напомним, сейчас знаменитая икона вновь «гостит» в храме Христа Спасителя в ожидании переезда надолго, а возможно, и навсегда в Сергиеву лавру, где имеет шанс разрушиться окончательно).

И я не исключаю мысли, что проведённое в ГМИИ исследование, помимо чисто научных задач, ставило тайной целью обезопасить эти картины, а возможно, и их «сестёр» (работ импрессионистов у ГМИИ много, и их техническое состояние, как правило, схожее) от участия в масштабных госпроектах, инициаторы которых из амбициозных соображений готовы пожертвовать безопасностью шедевров. Впрочем, если государство захочет что-нибудь забрать у музея, никто его не остановит: на память приходят хоть печально известные сталинские «распродажи» из Эрмитажа и других сокровищниц...

Повторю: это сугубо мое предположение — никто сегодня в музеях не решится впрямую говорить с вами на подобную тему. В случае же с картинами импрессионистов утешает одно: они не столь идеологически нагружены и, есть надежда, не станут жертвой политических игр, а останутся в стенах, где надежно хранятся уже три четверти века.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12605
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7893
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7633
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6907
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6662
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?