Российско-украинские отношения нынче - очень непростой вопрос. Многое объединяет наши страны: и соседство территорий, и взаимопонятные языки, и культурные традиции, человеческие, в том числе родственные, связи, и недавнее прошлое в составе СССР. В Украине живет более 11 миллионов этнических русских, а число так называемых "русскоязычных" как минимум в два раза больше.
Экономики наши также чрезвычайно взаимозависимы, особенно в топливно-энергетических отраслях, в металлургии, военно-промышленном комплексе, в транспортной сфере. Российские поставки удовлетворяют почти 80 процентов потребностей Украины в газе, около 70 - в нефти, все 100 процентов - в ядерном топливе для украинских АЭС. В свою очередь, у российской стороны чрезвычайно высок интерес к использованию транзитной инфраструктуры: по территории Украины проходят основные трубопроводы, обеспечивающие экспорт российской нефти. В результате валютная выручка России в высокой степени зависит сегодня от бесперебойного транзита по Украине. Российские нефтедобывающие компании заинтересованы и в тесных контактах с украинскими предприятиями нефтепереработки. Чрезвычайно важны для обеих стран связи в производстве ракетно-космической и авиационной техники. Не будем забывать, что и сегодня Россия остается для Украины самым крупным и выгодным рынком сбыта продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
К сожалению, приходится констатировать, что все эти предпосылки и связи между двумя странами не стали решающими факторами сближения (а тем паче -объединения) двух братских, по сути, славянских государств - основателей СНГ. Политика руководителей Украины и западное влияние на постсоветском пространстве оказались сильнее объективных предпосылок для глубокой интеграции. В результате состояние российско-украинских отношений вызывает у непосвященных наблюдателей недоумение, а у специалистов - глубокую озабоченность, разочарование.
Все более очевидной становится односторонняя прозападная ориентация руководства Украины, стремление его все дальше отойти от России - якобы для обеспечения подлинной независимости от "имперских амбиций Москвы". Вот лишь несколько фактов в подтверждение. Украина вышла из Договора о коллективной безопасности стран СНГ, проводит на своей территории учения стран НАТО, звучат заявления о необходимости присоединения к этой организации. Одновременно отвергаются предложения о присоединении к Таможенному союзу стран СНГ, негативно оценивается идея создания Союза России-Украины-Белоруссии.
На мой взгляд, достаточно очевидно, что Украина (не без западной поддержки) претендует на роль самостоятельного лидера в Содружестве Независимых Государств, вокруг которого объединились бы антироссийски (в той или иной мере) настроенные члены СНГ. Идет формирование региональной группировки постсоветских государств - ГУУАМ, в которую вошли Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия. Члены ГУУАМ в известной степени противостоят Таможенному союзу стран СНГ. Объективно политическая линия Украины ведет к поляризации постсоветского пространства, к образованию, условно говоря, "пророссийских" и "прозападных" региональных групп, что в наибольшей степени отвечает интересам США, которые, понятно, не хотят, чтобы в СНГ доминировала Россия, и считают постсоветское пространство зоной своих стратегических интересов.
Политическая линия украинского руководства, направленная на дистанцирование от России и превращение Украины фактически во "второй центр" в рамках СНГ, негативно сказывается и на двусторонних экономических отношениях. Объемы взаимной торговли неуклонно снижаются. Товарооборот между Россией и Украиной, достигавший в 1995-1996 годах 13,9 миллиарда долларов, значительно упал за последние годы. При этом особенно быстрыми темпами падает удельный вес России в украинском экспорте. Это объясняется переориентацией поставок на рынки других стран, прежде всего дальнего зарубежья. В импорте роль России заметно выше, так как адекватной замены российским энергоносителям пока не найдено. Но и это положение может измениться, если пока лишь декларируемый в Украине курс на снижение зависимости по нефти и газу от России будет осуществляться на практике. А варианты тут есть: собственные источники, импорт топлива не из России...
Осложняет торгово-экономическое сотрудничество многолетний долг соседей за российские энергоносители, прежде всего за газ. До недавнего времени Украина вообще не признавала этот долг: мол, продают и покупают газ частные компании, они пусть и расплачиваются как хотят. В конце 1998-го наконец-то украинское правительство признало необходимость выплаты долга хотя бы за газ, были подписаны соответствующие межправительственные договоренности. Персональную ответственность за оплату долга России приняло на себя правительство Украины и госпредприятие - национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины". Разработали схемы оплаты (причем более выгодные для украинской стороны), лишь небольшая часть долга должна покрываться "живыми деньгами", а основная сумма будет погашена взаимозачетами, бартерными поставками продовольствия. Но даже при таких выгодных для себя условиях украинская сторона не выполняла межправительственные решения. Несмотря на это, Россия до самого недавнего времени не применяла никаких штрафных санкций к своему соседу, старалась вести переговоры. Украина же действовала, напротив, не вполне корректно: известны многочисленные случаи откачки газа для внутренних нужд из транзитных газопроводов, постоянно выдвигаются претензии к российской стороне о якобы завышенных ценах на газ, параллельно в одностороннем порядке повышаются тарифы на наш транзит... Цель ясна: бесперебойно получать топливо из России и поменьше платить. Посмотрим, как сработают совсем недавние договоренности по приведению этой вопиющей ситуации в цивилизованно-рыночное состояние.
На наш взгляд, в ближайшие годы изменить положение дел в пользу России не удастся. И дело здесь не в особом "коварстве" украинской стороны или исключительной уступчивости, бесхребетности российской. Проблема в кризисном состоянии наших экономик: спаде производства, острой нехватке инвестиций, девальвации национальных валют после финансового кризиса 1998 года, огромных долгах Западу. В этой ситуации одной политической воли сторон для развития экономических отношений мало. К тому же Украина свой огромный внешний долг западным кредиторам должна выплачивать в валюте. Поэтому с Россией она в лучшем случае может рассчитываться товарами. При этом Украина не хочет и расплачиваться своим имуществом, допускать Россию к приватизации промышленных объектов. (Производственные и инфраструктурные объекты - это опять же резерв для западных кредиторов.)
Так как же нам решать накопившиеся в отношениях с Украиной проблемы? Есть две точки зрения.
Первая - идти на уступки, понимая, что Украина слишком важный для России стратегический партнер, с ней в 1997 году подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, есть и Программа экономического сотрудничества до 2008 года.
Вторая - не идти на экономические уступки по политическим мотивам, тем более что финансовыми ресурсами для этого Россия сегодня не располагает. Жестко требовать выполнения взятых на себя обязательств с применением в случае необходимости санкций.
По нашему мнению, ни радикальный путь жестких мер, ни тактика необоснованных уступок неприемлемы. Общая ситуация в Содружестве и в Украине не способствует сегодня более тесному сближению двух стран. Но исходя из долгосрочных целей нельзя и допустить ухудшения отношений, потому что даже все существующие реальные и наносные сложности не делают более глубокое российско-украинское сотрудничество невозможным. Хотя пока, видимо, следует избавиться от всевозможных иллюзий насчет "cлавянского единства". Этнический подход вообще неуместен в планах экономической интеграции. Нужно добиваться равноправных, партнерских отношений, постоянно находить баланс интересов - ничего другого тут не придумаешь.
Мы разделяем довольно популярное мнение, что только непосредственное сотрудничество российских и украинских предпринимателей способно ускорить более тесное экономическое взаимодействие двух стран. Если исполнительная и законодательная власть сумеет сделать привлекательным бизнес для предпринимателей соседних стран, то откроются и качественно новые перспективы всестороннего сотрудничества, тесного экономического взаимодействия.