Могут повторить на бис

Кадр видеозаписи со страницы хора в социальной сети «ВКонтакте»

Концертный хор Санкт-Петербурга спел в Исаакиевском соборе песню про «подводную лодочку с атомным моторчиком» и про ядерный удар по США


«Это они всерьез?» — задавались вопросом пользователи соцсетей, где на странице Концертного хора Санкт-Петербурга выложена песня, исполненная в Исаакиевском соборе по случаю празднования 23 Февраля. Праздник, напомню, называется День защитника Отечества, но поется в песне об удалом походе вдали от родных берегов.

Послушайте, кто еще не слышал: «На подводной лодочке / С атомным моторчиком / Да с десятком бомбочек / Под сотню мегатонн / Пересек Атлантику / И зову наводчика: /«Наводи, говорю, Петров, на город Вашингтон!»...

Хор Санкт-Петербурга на своей странице коряво ответил недоумевающим, назвав их рассуждения отвратительными: «Песни, которые мы поем, — это документы эпохи, среды, уникальные и вполне оригинальные. Разумеется, мы не переписываем тексты ради политкорректности или какой-то еще конъюнктуры». И призвал не заниматься политиканством. Отключив, разумеется, комментарии.

На вопросы изумленных журналистов, пытавшихся прояснить ситуацию с духоподъемным текстом, главный дирижер и худрук хора Владимир Беглецов ответил просто матом. И сослался на известную фразу: «Я «Доктора Живаго» не читал, но осуждаю...» Таким образом недоуменные вопросы по поводу репертуара его коллектива маэстро Беглецов сравнил с травлей Пастернака. Когда он понял, что скандал набирает обороты, то снизошел до объяснений с журналистами и стал говорить, что это был такой юмор. И что хор «по сравнению с ведущими Первого канала и «России» — просто очень добродушные скоморохи».

А ведь и правда. Песня про наводчика Петрова потому так всколыхнула народ, что перекликается с бесконечными телешоу, где без устали клянут, смеются и презирают как умеют окруживших нас супостатов. А хор... Хор, прославившийся исполнением молитв, литургической музыки, теперь вполне может и «Мурку» сбацать. Но раньше все-таки музыканты делали это вне собора. А тут заголосили под сводами Исаакия: «Тру-ля-ля, тру-ля-ля, / Можем все за три рубля!/ Ты гори, гори земля / Неприятеля!»

Почему малоизвестная песня барда Андрея Козловского, сочиненная в 1980-е как шуточная строевая для похода строем к ближайшему пивному ларьку, выглядит сегодня столь зловещей? Потому что она исполнена не под гитару у костра, в нетрезвой компании, а в Исаакиевском соборе, прости господи!

Кстати, не стоит особенно заламывать руки по поводу «осквернения храма» — Исаакий знал вещи и похуже. В 30-е годы церковная община обновленцев, которой советская власть доверила собор, довела его до чудовищного состояния: он стоял неотапливаемый, в протечках и плесени. Потом этот памятник был спасен невероятными многолетними усилиями музейщиков. И зачем было хору Беглецова устраивать эту провокацию — а иначе это не назвать в условиях, когда нынешние церковники не сводят с храма-музея завидущих глаз, — вопрос остается открытым.

Руководство Исаакиевского собора юмор про бомбардировку США не одобряет, там поспешно открестились от произведения, даже исполненного на бис. Про песню «На подводной лодочке» они не знали и впредь не допустят. Директор музея через прессу многозначительно намекает Беглецову, что ждет от него телефонного звонка. Дирижер, похоже, не спешит извиняться за идиотские шутки.

Уместные в 80-е авторские песни такого рода высмеивали советские штампы, издевались над госпропагандой, и никому не приходило в голову считать это больше чем шуткой. В отличие от нашего времени, когда бахвальство арсеналами стало угрюмой и тревожной повседневностью. В современном контексте песенная фраза «И на самолетике / Сверху друг мой Вовочка / Не с пустыми люками / В гости прилетел» совершенно не выглядит смешной — скорее устрашающей. Но именно так хор отметил День защитника Отечества.

На вопрос, что думают обо всем этом православные, отвечаю вопросом: а в хоре Беглецова, по-вашему, кто? Язычники, что ли? Они православные и есть. Тут напрашивается ссылка на сталинскую крылатую фразу, мол, других православных у меня для вас нет. Но на самом деле есть. Вот, например, священник Андрей Ткачев, ведущий христианских телеканалов, радиопередач, автор книг о христианских устоях, призвал в прямом эфире женщин не раздеваться перед врачами — лучше умереть. «Пейте святую воду и молитесь Богу! — порекомендовал ведущий авторской программы на телеканале «Царьград». — А раз уж умирать пришлось — ну умирайте». Миссионер заявил, что лучше сдохнуть, чем раздеваться перед врачом для осмотра. «Думаете вечно жить в этой смрадной плоти? Это великое счастье, что ли? Да нет, умереть — большее счастье. Когда Бог прикажет», — вещал протоиерей. С такой звериной серьезностью, что лучше б он шутил, как хор Беглецова.

И этот эпизод тоже ложится в сегодняшнюю картину мира, которой нам мозолят глаза. Вот и особо чуткие к современной повестке батюшки в нашей стране несут человеконенавистническую чушь и выдают это за православные проповеди. Например, про то, что умирать — счастье, а лечиться — грех. Жизнь человеческая в их глазах ничего не стоит. Тем более на высочайшем уровне было обещано, что все мы попадем в рай. Вот только откуда у них такая уверенность, мне непонятно.

«Что прикажешь делать? На грех мастера нет», — вздыхала любимая моя Василиса Егоровна Миронова из «Капитанской дочки». Оказывается, у этой пословицы есть продолжение: а на беду и курица петухом споет. Так оно, похоже, и есть.




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?