26 сентября 2016г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.86   € 71.59
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С ПРИЦЕЛОМ НА ЭКСПОРТ

Полежаева Валерия
Опубликовано 01:01 01 Апреля 2000г.
Министр путей сообщения России Николай Аксененко, возглавляющий межведомственную комиссию (МВК) по социально-экономическим проблемам в угледобывающих регионах, совершил рабочую поездку на Сахалин.

На прошедшем в Южно-Сахалинске под председательством министра совещании было решено выделить на развитие угольной отрасли Сахалинской области в 2000 году 191,5 млн. рублей. 40 млн. рублей из этих средств предоставляет само Министерство путей сообщения, а 151,5 млн. рублей изыскиваются за счет внебюджетного фонда Сахалина. По инициативе МПС принимается комплекс мер, реализация которых позволит Сахалинской области стать со временем не импортером, как сейчас, а добытчиком и экспортером твердого топлива. Сворачивание добычи угля на Сахалине нецелесообразно экономически, так как, несмотря на свою высокую цену, он обходится на 25-30 процентов дешевле, чем завозной с материка. Предоставленные МПС льготы до 50 процентов на отправку угля под будущие большие объемы перевозок дали своеобразный толчок развитию угольной отрасли. Ведь из-за больших объемов перевозок увеличивается количество рабочих мест, решаются проблемы сотрудничества с энергетиками и многие другие.
Как же сейчас обстоят дела в угольной отрасли Сахалина? По данным, представленным на совещании, в последние годы в области закрыты все убыточные шахты. Это позволило отказаться полностью от дотирования их работы. Дополнительно открыто 12 угольных разрезов. Сейчас здесь зарегистрировано 27 предприятий по открытой добыче угля, более половины из них обеспечивают регулярные поставки топлива. Работают на Сахалине и четыре шахты, реорганизованные в негосударственные предприятия на основе аренды основных фондов закрытых шахт "Долинская", "Южно-Сахалинская", "Ударновская" и "Углегорская". Уголь сахалинцам необходим. На нынешний момент в структуре областного потребления топлива доля угля составляет 53 процента, а в электроэнергетике - 74 процента, тогда как в среднем по России - 26,8 процента. Потому так важно добывать твердое топливо на острове, а не закупать его по завышенным ценам на материке.
В результате реструктуризации угольной отрасли, проводимой межведомственной комиссией, уже заметен определенный экономический эффект. За последние четыре года производительность труда увеличилась в 2,4 раза. При прекращении государственных дотаций заметно снизилась себестоимость сахалинского угля. В 1998 году его средняя отпускная цена в долларовом исчислении составила 85 процентов от уровня 1995 года. Это позволило в условиях инфляции сдерживать рост среднего тарифа на электроэнергию, а для промышленности даже снижать. Все угледобывающие предприятия Сахалина работают без бюджетной финансовой поддержки. Для предприятий угольной промышленности она выражается и в тарифной политике на электроэнергию, которая также была создана в результате работы комиссии.
Одной из главных проблем угольной промышленности Сахалинской области остается проблема инвестиций. Их отсутствие не позволяет действующим предприятиям существенно наращивать объемы добычи и снижать себестоимость продукции. А неплатежи за уголь оборачиваются для угледобывающих предприятий еще одной негативной стороной - ростом их собственной хронической задолженности по налогам. На 1 января эта задолженность в федеральный бюджет составила 136 миллионов рублей, а во внебюджетные фонды, в основном в Пенсионный, 134 миллиона рублей.
Результатом совещания стал также проект создания холдинговой компании, главная задача которой - организация экспортного потенциала угольной промышленности единственной в стране области, расположенной на 59 островах. Наш корреспондент обратилась за комментарием по итогам поездки на Сахалин к министру путей сообщения, председателю МВК Николаю Аксененко.
- Николай Емельянович, что еще, помимо создания холдинга, обсуждалось на совещании? К каким решениям вы уже пришли совместно с губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым?
- Повторно к вопросу о создании холдинга решено вернуться 20 апреля, после его детальной проработки. Чтобы не допустить приостановки добычи угля на предприятиях Углегорского района Сахалинской области, решено выделить в конце марта из внебюджетных средств 30 млн. рублей. Они будут направляться подекадно равными долями начиная с конца марта. Кроме того, по результатам совещания руководителям предприятий ОАО "Угольная корпорация Сахалина" и ООО "Сахалинподземуголь" поручено в срок до 15 апреля представить МПС инвестиционный проект увеличения мощности разреза "Солнцевский" до 20,5 млн. тонн в год. Сейчас здесь добывается около 250 тыс. тонн.
Министерство продолжает участвовать в развитии угольных проектов регионов России, в том числе и Сахалина, поскольку я уверен, что его доходность будет расти. Мы внимательно следим за обеспечением перевозок каменного угля, удельный вес которого в общем объеме грузов по сети дорог составляет 24 процента. От того, насколько успешно идут дела у шахтеров, во многом зависят экономические и финансовые результаты работы железнодорожного транспорта. В целях стимулирования увеличения объемов перевозок топлива Министерство путей сообщения проводит гибкую тарифную политику, предоставляет угольным предприятиям различные скидки. И в прошлом году впервые за последнее время многие предприятия угольной промышленности России взяли хорошие темпы по добыче и поставке угля на экспорт.
- На Сахалин вы летели с посадкой в Кемерове, где самолет покинул Аман Тулеев. Вы не обсуждали с ним создание подобного холдинга в Кузбассе?
-С Аманом Тулеевым мы действительно обговаривали такой вариант. Я полностью поддерживаю эту идею. У нас угля не хватает, поэтому проблему надо решать.
- Обсуждался ли на совещании вопрос строительства под Татарским проливом тоннеля, который мог бы соединить Сахалин с материком, а также о заинтересованности Японии в фантастическом проекте по строительству железнодорожного моста между Сахалином и Хоккайдо, что создаст прямой рельсовый выход с островов на материк и далее до Англии через тоннель Ла-Манш?
- Идеи всегда обгоняют жизненные реалии. С точки зрения технической возможности японский проект строительства моста Хоккайдо - Сахалин вполне осуществим. Нормальная идея для ХХI века. Что же касается строительства тоннеля под Татарским проливом, то это экономически приемлемый и безопасный вариант транспортной связи острова с материком. Считаю, его надо реализовать. В настоящее время идет работа по подготовке его технико-экономического обоснования, которое будет представлено на рассмотрение в правительство РФ. Думаю, что к финансированию строительства тоннеля присоединятся не только зарубежные инвесторы и администрации регионов, но и организации негосударственной формы собственности, заинтересованные в последующем использовании тоннеля.
- Задумывались ли вы об акционировании железной дороги?
- Нельзя проводить приватизацию ради нее самой. Любой целью изменений является повышение эффективности производства, создание условий устойчивой работы, в отсутствии чего сейчас нельзя упрекнуть железную дорогу. Для акционирования железной дороги пока нет оснований. Ни рынок, ни законодательная база к этому пока не готовы, и последствия могли бы быть ужасными. А подготовка к этому - дело не одного года.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.