Главная Культура 06:31 01 Июня 2012 3592
Владимир Хотиненко: «Я из тех, кто приезжает сюда не водки попить»
<p>Послезавтра в Сочи открывается «Кинотавр» — главный смотр отечественного кино. Конкурсную программу из 15 фильмовбудет судить авторитетное жюри во главе с народным артистом России Владимиром Хотиненко</p>
Леонид Павлючик

Послезавтра в Сочи открывается «Кинотавр» – главный смотр отечественного кино. Конкурсную программу из 15 фильмов (мы о ней подробно рассказывали в «Труде» 11 мая сего года) будет судить авторитетное жюри во главе с народным артистом России Владимиром Хотиненко.  Обозреватель «Труда» поговорил с известным режиссером о  секретах, курьезах, загадках «Кинотавра», о мифологии фестивального движения.

– Владимир Иванович, «Кинотавр» пройдет в 23-й раз. А для вас это какой по счету фестиваль?

– Точно не подсчитывал. Но думаю, что пропустил фестиваль максимум раз пять. Точно не был на самых первых «Кинотаврах», когда, говорят, там еще в тренировочных костюмах в рестораны и на просмотры ходили. Еще пару раз не смог приехать в Сочи из-за съемок фильмов. А вообще-то посещение «Кинотавра» для меня давно превратилось в систему. Причем я никогда не ездил в Сочи, чтобы погреться на солнышке или водки попить. Всегда для поездок находились важные поводы. Например, привозил сюда своего «Мусульманина» для участия в конкурсе. Лет десять назад возглавлял фестивальное жюри. Но главное для меня на «Кинотавре» – это возможность посмотреть новые фильмы, почувствовать пульс кинопроцесса. К своим 60 годам я не растерял интереса к кино, к чужому таланту. Для этого и еду в Сочи. А кроме того, мне удается на «Кинотавре» еще и поработать. Всегда беру с собой незаконченные сценарии, мне там хорошо думается и пишется.

– Скажите, «Кинотавр» времен Рудинштейна и нынешний «Кинотавр» под руководством Роднянского – это два разных киносмотра или один?

– Определенная преемственность наблюдается. Мне нравится, что Роднянский не стал выкорчевывать посаженное Рудинштейном дерево, а начал мичуринскими методами прививать к нему свежие ветви. Сначала появилась новая эмблема «Кинотавра», потом из атмосферы фестиваля начала выветриваться пляжная расслабуха, стали проходить острые дискуссии, круглые столы, питчинги (конкурсы незавершенных проектов. – «Труд»). Кроме основного конкурса появилась замечательная программа короткометражных лент, на которую я тоже буду ходить (она на треть состоит из работ моих учеников) и которая нынче собирает полные залы. Я не собираюсь бросать камни в огород Рудинштейна, он, считаю, делал, что мог и умел, но «Кинотавр» при Роднянском стал серьезнее, ответственнее и деловитее.

– А как вам скандальные мемуары Рудинштейна, в которых он живописал неприглядные стороны «Кинотавра» с бандитскими разборками и пьяными загулами звезд?

– (Смеется.) К счастью, я в этих мемуарах не фигурирую, хотя, когда был председателем жюри, желтая пресса писала про меня всякую галиматью. Что якобы я в компании с одним знаменитым актером развлекался с «русалками» в джакузи. Это бред, потому что за всю свою жизнь я вообще ни разу не лежал в джакузи, не говоря уже про общество каких-то «русалок». Но примерно в таком же сугубо желтоватом стиле написал свои мемуары и Марк Григорьевич. Зачем-то бросил тень на Александра Абдулова, опорочил Олега Янковского, который был лицом фестиваля и который – доподлинно знаю это – несколько раз только благодаря своему имени, известности добывал для «Кинотавра» деньги буквально за день-другой до его открытия. Почему, зачем Марк Григорьевич сделал это? Чтобы задним числом опошлить дело своей жизни? Чтобы оговорить своих знаменитых коллег? Чтобы сжечь за собой все мосты? Но в конечном итоге каждый отвечает перед Богом за свои поступки.

– Тот же Рудинштейн, кстати, не раз говорил, что из нескольких десятков российских фестивалей он признает состоявшимися только два из них: «Кинотавр» и «Киношок».

– В мире сотни кинофестивалей. Но настоящий вес и цену имеют только несколько из них: Канны, Венеция, Берлин, может быть, еще американский «Сандэнс» – за ними тянется определенная мифология. А вот, к примеру, фестивали в Сан-Себастьяне, Торонто свою мифологию растеряли, как и множество других киносмотров.

Что касается нашей внутренней ситуации, то мне не хотелось бы никого обижать. Да, есть анапский «Киношок» со своим особым настроением, есть  выборгский фестиваль «Окно в Европу» со своей атмосферой, но подлинной мифологией обладает сегодня только «Кинотавр».

– Одна из страниц этой мифологии посвящена победе на «Кинотавре» знаменитого фильма «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина над вашим не менее знаменитым фильмом «Мусульманин». Как вы в свое время пережили это поражение?

– Ну, нельзя сказать, чтобы это было полное и безоговорочное поражение. «Мусульманин» получил два приза за актерские работы – они заслуженно достались Нине Усатовой и Александру Балуеву. Фильму Рогожкина ушли главный приз и приз за режиссуру. Жюри под руководством Владимира Войновича бросило на весы две гирьки нам и две гирьки «Охоте»…

– Но две последние гирьки все-таки потяжелее будут…

– Ну да. А ведь приехали мы на фестиваль абсолютными, как нам казалось, фаворитами: «Мусульманин» уже изрядно прошумел в Москве, собрал восторженную прессу. Про «Особенности национальной охоты» к тому времени никто толком ничего не слышал. Я сам на просмотре этого фильма веселился вместе со всеми, аплодировал, но мне и в голову не могло прийти, что это наш главный конкурент. Помню, думал: есть серьезный, драматичный «Мусульманин» – и еще есть смешная комедия про нашу жизнь. В общем, я получил полезный щелчок по носу, прививку от зазнайства и самомнения на всю оставшуюся жизнь.

– Сознайтесь: было обидно?

– Не без того, но через несколько месяцев наш фильм получил главный приз на фестивале в Монреале, и мне удалось «залечить раны».

– В качестве уже не конкурсанта, а председателя жюри вы присудили в свое время на «Кинотавре» главный приз фильму «Брат» Алексея Балабанова. Гордитесь этим решением?

– Дело давнее, но, помню, страсти на фестивале кипели нешуточные. Почему-то пошел вдруг журналистский слушок, что, мол, Хотиненко никогда не даст приз Балабанову. Почему, с какой стати я должен не любить Балабанова, мне было абсолютно непонятно. Кроме того, в любом случае решал не я один. Мне тогда позволили самому сформировать жюри, и я набрал в него людей ярких, независимых – например актрису Ирину Купченко, писателя Виктора Ерофеева, на них ведь не сядешь, не поедешь.

Я уже не помню всех подробностей, но это было наше единодушное решение. Горжусь я им, не горжусь – я в таких категориях тогда не думал. Важно, что наш выбор оказался правильным. Не в обиду кому-то будь сказано, но сегодня я не помню, какие еще картины фигурировали в наших прениях. А «Брат», который тогда некоторые обвиняли чуть ли не в разжигании национальной розни и прочих грехах, оказался в итоге точным и убедительным высказыванием о своем времени. К сегодняшнему дню фильм и вовсе стал современной классикой, народным хитом. И если задать себе глупый вопрос, поступил бы я сегодня так же, как тогда, то я отвечу утвердительно.

– Ну а каких принципов в судействе будете придерживаться на нынешнем фестивале?

– А принципы все те же: серьезность, принципиальность, ответственность. У меня опять экспериментальный состав жюри: на сей раз оно будет состоять из одних только режиссеров. Это Бакур Бакурадзе, Вера Глаголева, Александр Котт, Анна Меликян, Алексей Федорченко, Николай Хомерики. Все они – режиссеры со своим почерком, лауреаты российских и международных фестивалей. Уверен, это будет самое гуманное жюри за всю историю «Кинотавра».

– Гуманное по отношению к кому?

– К создателям фильмов. Ибо режиссеры лучше всех знают, из какого «сора», говоря словом Ахматовой, вырастают порой фильмы. Думаю, от этого состава жюри можно ждать самых неординарных решений. При этом осыпать наградами один фильм мы точно не будем – мы же не выбираем чемпиона всех времен и народов, наша задача – поддержать все перспективное и талантливое. Но и руководствоваться порочным принципом «Всем сестрам по серьгам» тоже не станем. Надеюсь, все сделаем по уму.

– Владимир Иванович, строго между нами… Неужели руководство фестиваля не подсказывает, на какой фильм надо обратить особое внимание, а какой проигнорировать?

– Говорю как на духу: я не могу припомнить случая, чтобы на меня хоть раз в этом смысле давили или на что-то такое намекали. Более того, я был председателем жюри на международном фестивале в Казани, и мы присудили приз немецкой актрисе, которая, как выяснилось, снималась раньше в эротических фильмах. А это, на минуточку, фестиваль мусульманского кино. И ничего, никаких разборок не было. А уж на «Кинотавре» и подавно никто «указивок» давать не будет.

– Как вы относитесь к конкуренции между «Кинотавром» и Московским кинофестивалем? В этом году ММКФ оттянул на себя новый фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и картину Романа Прыгунова «Духлесс», которая откроет московский киносмотр. Без них программа «Кинотавра» станет беднее…

– Есть такая вульгарная формулировка: «Право первой ночи». И крупные фестивали ею давно и охотно пользуются. Лично я в качестве председателя жюри «Кинотавра» не видел бы греха в том, чтобы фильм показали сначала в Сочи, а уже потом в конкурсе ММКФ. Для кино от этого вреда точно не было бы. Но, с другой стороны, если бы я был на месте Кирилла Разлогова и Никиты Михалкова, которые формируют программу ММКФ, то, думаю, поступил бы точно так же, как они.

– Вопрос на засыпку. Есть и такая точка зрения, что фестивали не полезны, а вредны, что они искажают картину кинопроцесса. Мол, на фестивалях побеждают одни фильмы, как, допустим, «Безразличие» на прошлогоднем «Кинотавре», а зрители испытывают к ним полнейшее безразличие и смотрят в кинотеатрах совсем другие фильмы…

– Разрыв между фестивальным и зрительским кино – это, увы,  общемировая и давняя тенденция. Последний фильм, который был отмечен в Каннах, а потом стал еще и зрительским хитом – это «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Но это случилось почти 20 лет назад. С тех пор так уж повелось, что мухи, сиречь, артхаусное, фестивальное кино – отдельно, а котлеты, то есть массовое, зрительское кино – отдельно. Да и какую картину из текущего репертуара, которая пользуется успехом у широкой публики, вы бы пригласили на «Кинотавр»? Фильм «Беременный», что ли?

Времена, когда в широком прокате шли серьезные, глубокие фильмы, в том числе и работы Феллини, Тарковского, Бунюэля, давно закончились. Во всем мире зрители смотрят нынче либо легкие комедии, либо навороченные блокбастеры. А фестивали развивают язык кино, ищут эстетику завтрашнего дня. Каждый киносмотр – если у него есть своя политика, своя ниша, – это как дом моды. На показах моды тоже ведь ходят в таком, в чем на улице сегодня не покажешься, засмеют. Но завтра, не исключено, это станет модным трендом. Так что фестиваль для меня – это подиум с дизайнерскими «штучными» вещами. А текущая киноафиша – это изделия массового пошива.

При этом мне, конечно, обидно, что наша массовая аудитория за последние годы стала даже примитивнее, чем в Америке, над которой мы всегда потешались, считали ее бестолковой. Но в США и Европе все-таки худо-бедно посмотрели и фильм «Артист», завоевавший «Оскара», и «Черного лебедя», прогремевшего в Венеции, и «Белую ленту»,  победившую в Канне. А у нас эти ленты провалились в прокате с оглушительным треском.

А уж отечественное кино у нас вообще мало кто смотрит. Часть публики относится к нему с пренебрежением, а то почему-то и с ненавистью. Фильм Сокурова «Фауст», победивший в Венеции, еще не вышел в прокат, а и нтернет уже был забит признаниями типа: «Я не буду смотреть это г…». Мы привыкли все валить на качество наших фильмов. Но, думаю, дело еще и в качестве нашей аудитории, которая за последние десятилетия стремительно деградировала. Это горький для меня вывод.

– Ну и для кого в этой ситуации вы собираетесь снимать «Бесов» по Достоевскому?

– Для тех, кому это интересно и важно. Надеюсь, такие люди в нашей большой стране все-таки не перевелись. В этом меня убедил, в частности, успех сериала «Достоевский», на который пришло много взволнованных откликов и который, строго говоря, подтолкнул меня к новой работе. Я написал уже первый вариант сценария «Бесов», беру сейчас его с собой на «Кинотавр», чтобы подумать над ним,  обсудить с коллегами, увериться в каких-то вещах. У меня есть внутреннее ощущение, что я знаю, как это сделать. И знаю, о чем и зачем я хочу снять кино.

А хочу я снять его без ложной актуализации, без пошлого осовременивания, не перенося, упаси Бог, действие в наши дни. Я хочу экранизировать именно Достоевского, а не свои аллюзии и фантазии по этому поводу. Но нужно найти для фильма точный и современный стиль, сегодняшнюю форму. Если снять «Бесов» в спокойной реалистической манере, то ничего не получится. Это все равно что гоголевские «Мертвые души» перенести на экран, как будто это сермяжная правда жизни. При всей остроте общественной и политической проблематики Достоевский написал своих «Бесов» в слегка условной, утрированной манере, не зря критики обвиняли его произведения в фантастичности. Вот этот жанровый и стилевой сдвиг мне и предстоит еще поискать. Если все будет развиваться по плану, то уже осенью начну съемки фильма.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8423
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 8218
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7426
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....

Легендарный форт Боярд находится в плачевном состоянии и нуждается в срочной реставрации

Труд
Крепость может уйти под воду. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Наверное, самая знаменитая крепость в мире — это форт Боярд. Миллионы зрителей в десятках стран знают его по одноименному телешоу. Но сегодня, по сообщению французских властей, форт находится в плачевном...

Почему поляк Ежи Тыц защищает памятники советским солдатам – освободителям Польши от фашизма
Сергей Бирюков
Труд
Ежи Тыц у памятника Герою Советского Союза, польке Анеле Кживонь в российском городе Канске. Фотографии из личного альбома Ежи Тыца

Дожили: говорят, уже и легендарного Алешу — памятник русскому солдату-освободителю в Пловдиве — «братушки»-болгары собираются снести. Когда заходит речь о советских военных памятниках в Восточной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?