Главная Советы Здоровье 00:11 01 Августа 2013 3038
Психология: Первый класс – серьезный рубеж для ребенка

Как родителям правильно подготовить к школе завтрашних первоклассников

Виктория Калиневич

В детской психологии есть термин «психологическая готовность к школе». Это когда будущий школяр и физически, и интеллектуально, и социально созрел для того, чтобы наконец окунуться в самостоятельную жизнь. Однако перед 1 сентября родители трепещут не меньше своих будущих первоклашек, и впору говорить об их собственной готовности к школе.

Советы психолога-консультанта Московской службы психологической помощи населению Екатерины Игониной помогут родителям взять себя в руки и не тревожиться по пустякам.

Первый класс — это рубеж, когда ребенок заметно становится чуточку взрослее. Можно ли уже ему доверить самостоятельно готовить уроки, собирать портфель и т. п.? Или все же повременить?

— Если вы огорошите будущего первоклассника тем, что завтра в школу и у него начнется совершенно другая жизнь, толку от этого будет мало. Так его можно и напугать. К школе вообще следует готовиться заранее, а на первых порах обязательно нужно помогать: и портфель собрать, и уроки вместе делать, чтобы выработалась привычка. Задача взрослого — аккуратно и мягко напоминать, направлять; разумеется, без криков и нотаций. Увидите, что ребенок может сам справиться, например, с подготовкой уроков, — дайте ему возможность проявить себя.

— А если он не захочет этого делать?

— Всему есть причина. Если родители внимательны к своему чаду, то чаще всего сами понимают, почему ребенок отказывается что-то делать: потому что ленивый и за него все делают взрослые либо потому что чем-то увлечен и просто забыл. Следует помнить, что младший школьник еще не настолько сознателен; многое ему непривычно, а некоторые вещи пока сложны. Иногда достаточно спросить его самого: «Почему не собрал портфель?» Дети в этом возрасте достаточно открыты, чтобы сказать правду (заигрался, отвлекся и т. д.).

— Собрать в школу все нужное с первого раза может и не получиться...

— Можно памятку написать и оформить ее красиво: что в портфеле должно лежать. А дальше по списку: дневник, ручки, карандаши: И повесить такую напоминалку на видном месте, поставить в рамке на письменном столе.

— Какие сигналы говорят о том, что ребенку некомфортно в школе?

— Конечно, увидев своего ребенка плачущим или с синяками, родитель обеспокоится. Но и значительная смена отношения к школе должна насторожить. Ребенок может неохотно отвечать на вопросы о школе, возвращаться после уроков в плохом настроении, утром идти с видимым нежеланием или вовсе отказываться посещать занятия. Иногда может даже симулировать недомогание.

Обычно дети сами все рассказывают, нужно только уметь слушать. Есть очень хороший прием — поделиться собственным опытом или даже смоделировать какие-то ситуации из своей детской жизни. «Когда я пришла в первый класс, так случилось, что все мои друзья из детского сада оказались в другой школе, и я не знала, как подружиться. А как бы ты поступил, если бы никого не знал? Придешь в класс — с кем хочешь за партой сидеть?» Такие ситуации, кстати, можно проиграть еще до школы: ребенку будет интересно. К тому же это способствует поддержанию доверительных отношений.

— Как помочь разрешить возникающие в новом коллективе конфликты?

— Если есть конфликт, можно проиграть ситуацию, например, на игрушках из «киндер-сюрпризов»: вот я, вот ты, вот он и другие участники. Как бы ты поступил? О чем думал бы в этот момент? Тебе было бы обидно? А как можно сделать иначе? Это хороший способ, чтобы в будущем ребенок мог просчитывать последствия тех или иных поступков.

Вообще существуют две позиции, которыми руководствуется человек в жизни: избегание неудач и достижение успеха. Это две сильнейшие мотивации, которые движут нами. Так вот, если за оплошности ребенка постоянно ругают, наказывают в случае ошибки, то он вместо поисков решения проблемы будет стараться скрыть ее негативные последствия всеми возможными способами.

Гораздо эффективнее учить поступать иначе: да, ты попал в неприятную ситуацию, но ее можно исправить, и мы сейчас вместе это сделаем. У ребенка пока нет нужного опыта, а с вашей помощью он научится не пасовать перед трудностями, искать выход, конструктивно решать проблемы. При этом он не боится оступиться и понимает, что родители на его стороне, поддерживают и ободряют.

— Что будет, если ребенку совсем не давать проявлять самостоятельность? Он что, не повзрослеет?

— В семилетнем возрасте ребенок хочет быть самостоятельным, он старается заслужить уважение общества. И если ему не позволять это делать, ему сложно будет потом строить отношения в коллективе. Дети уже с первого класса понимают, соответствуют они требованиям коллектива или нет. Как это получается? Развитие личности — процесс поступательный, и если не осилить азов, пробелы потом заполнить сложнее. Как следствие, страдает самооценка, возрастает тревожность, появляются страхи вплоть до развития неврозов. Все-таки самостоятельность — это важный этап, и в этот период родители должны быть рядом, поддерживать и помогать.

— Как правильно мотивировать ребенка на учебу? Ну не деньги же платить ему за хорошие оценки?

— До школы ведущей формой развития ребенка является игра. К семи годам игровая деятельность постепенно отходит на второй план. И на первое место выходит учебная деятельность, жажда познаний. Зачастую в этом возрасте родители — непререкаемый авторитет. Можно рассказать о папе: он у нас такой образованный, ходит на работу, все успевает, а твоя работа сейчас — это учеба. Важно отмечать достижения ребенка, показывать, как гордитесь его успехами, хвалить и побуждать к новым шагам. «Смотри, как у тебя это хорошо получается, сколько ты уже всего умеешь». Ни в коем случае не нужно сравнивать своего ребенка с кем-то, это ранит. Сравнивать лучше ребенка с ним самим — с тем, которому еще неделю назад было сложно, например, написать строчку ровных букв. А вот теперь это у него получается на пять. В подростковом возрасте, который начинается в 10-11 лет, все иначе. Учеба в это время становится второстепенной, а на первый план выходит общение. И заинтересовать ребенка так, как это можно было сделать перед первым классом: ты столько узнаешь, друзей заведешь, — практически невозможно. Нужны другие методы.

Но деньги — не самый хороший вариант. Деньги — это всегда ловушка. В будущем этот метод будет создавать предпосылки для манипуляций: вы мне платите, а я буду учиться, я сдам экзамен — отправьте отдыхать за границу. И чем дальше, тем вероятнее, что подобный шантажу механизм будет расти как снежный ком. Важно с детства воспитывать у ребенка понимание, что хорошая учеба нужна не родителям, а ему самому: это его обязанность на данный момент, такая же, как работа взрослых. С подростком важно уметь договариваться и вместе находить компромиссы. Такой договор должен быть в интересах вашего ребенка, но, разумеется, не в ущерб всей семьи.

Иногда, правда, родители говорят: «Ой, ему ничего неинтересно». Это неправда, стоит просто получше узнать сына или дочь. Можно сказать: «Давай так. Ты хочешь поехать на отдых? Прекрасно, год заканчиваешь без троек — и едешь». И хорошо, когда родители предлагают свою помощь. «Мне только кажется или ты действительно стал хуже учиться? Давай пригласим репетитора. Может, запишешься на курсы английского?» Таким образом, подросток будет чувствовать участие и поддержку родителей. В то же время отношения будут иметь демократический характер, учитывать право подростка самому принимать решения. А это особенно важно в его годы.

Совет

«Мы обсудили, и я решил»

Специалисты предлагают взять на вооружение такую программу-минимум для школьника младших классов для развития самостоятельности. Похожую можно разработать вместе с ребенком.

Сам/сама

Встаю и одеваюсь в школу.

Собираю портфель.

Возвращаюсь из школы.

Мою посуду.

Решаю, когда делать уроки.

Выбираю, с кем мне дружить.

Вместе

Иногда делаем вместе английский язык и математику.

Решаем, как провести выходные.

Ездим на занятие спортивной секции (на автобусе и метро).

Переходим дорогу.

Обсуждаем, когда можно пригласить домой друзей.

На заметку

Учимся слушать и слышать

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Вот несколько примеров.

Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

* * *

Сын: Больше я туда не пойду!

Папа: Ты больше не хочешь идти в школу?

* * *

Дочь: Не буду носить эту уродскую шапку!

Мама: Тебе она очень не нравится.

Скорее всего, эти ответы покажутся непривычными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать: «Ну ничего, поиграет и отдаст:» — «Как это ты не пойдешь в школу?!» — «Перестань капризничать, вполне приличная шапка!»

Однако при всей справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживаниями.

Из книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Психологи фиксируют «беспрецедентное весеннее обострение» и возросшую тревогу клиентов. Ну и под это дело втрое подняли цены

Ирина Хмара
Труд
Казалось бы: весна - живи дай радуйся! А люди признаются, что боятся телевизора. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

Весна, солнце, теплынь — казалось бы, что человеку еще надо для счастья? Ан нет, психологи фиксируют «беспрецедентное весеннее обострение» и возросшую тревогу клиентов. А раз так, врачеватели душ подняли...

Диетолог Татьяна Кузнецова убеждена, что употребление сухофруктов положительно сказывается на здоровье

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

Россиянам следует регулярно есть сухофрукты для улучшения самочувствия и профилактики распространенных болезней. Как сообщает «Газета.ру», такое мнение высказала диетолог Татьяна Кузнецова. Кузнецова призвала включить в рацион курагу...

Во время сна происходит замена изношенных клеток, синтез коллагена, нейронных связей и долговременной памяти

Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Сон очень важен для организма человека. Плохой сон может вызвать ожирение, ускоренное старение, тревожно-депрессивное расстройство, а также ухудшение внимания и памяти. Как сообщает портал Uznay.ru со ссылкой на слова остеопата и рефлексотерапевта...


Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?