05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЮРИЙ ЛУЖКОВ: НАС ПОДВОДИТ ТЯГОТЕНИЕ К КРАЙНОСТЯМ

Урманцев Рустем
Опубликовано 01:01 01 Сентября 2001г.
Это была уже не первая встреча журналистов "Труда" с мэром Москвы Юрием Лужковым. На этот раз она прошла в канун традиционного Дня города, но обсуждавшиеся в откровенной, насыщенной беседе вопросы касались не только жизни нашей столицы. Руководителю столичного мегаполиса, крупному хозяйственнику и общественному деятелю, есть что сказать по широкому спектру проблем, волнующих читателей.

СТОЛИЦА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
- Юрий Михайлович, Москва считается самым богатым у нас городом. Но нельзя создать что-то вроде Эльдорадо даже в отдельно взятой столице. И хотя денежные доходы в расчете на одного москвича составили, скажем, в июне 10 715 рублей (в целом по стране - почти вчетверо меньше), но, по данным статистики, около 30 процентов москвичей все же находятся за чертой бедности. Как вы это прокомментируете?
- В том-то и опасность средних цифр, что они как бы нивелируют картину, затушевывают остроту проблемы. Вот, скажем, статистика показывает: средний доход москвича - 10 тысяч рублей. И пошел гулять по стране миф, что, мол, в Москве все счастливы, сыты, живут очень комфортно.
В городе действительно немало богатых людей, формируется "средний класс". Но в фокусе внимания городских властей прежде всего те граждане, которые испытывают материальные трудности. В той или иной мере с этим сталкиваются до 65 процентов москвичей, которым постоянно не хватает денег для обеспечения насущных жизненных потребностей. А почти половина горожан считает каждый рубль при покупке продуктов. Им на питание едва хватает, а покупка нового костюма или обуви становится событием.
Труднее же всего приходится тем 30 процентам жителей, у которых доходы меньше официального прожиточного минимума. Он у нас составил в первом квартале в среднем 2066 рублей, для трудоспособных - 2298, пенсионеров - 1515. Давайте теперь посмотрим, какова в стране средняя пенсия. В целом по России она была в том же первом квартале 880 рублей 30 копеек в месяц. Таким образом, многие пенсионеры "автоматически" оказываются за порогом бедности. В Москве в первом квартале средняя пенсия с учетом городских доплат была 1234,9 рубля, в августе - 1539.
Старшее поколение, столько сделавшее для страны, как бы вычеркивается из жизни. Это несправедливо и аморально. В столице пенсионеры получают не только доплату от города, но и пользуются бесплатно всеми видами транспорта. А как иначе? О цивилизованности общества судят по тому, как оно относится к старикам и детям. Хотелось бы, конечно, помочь и больше, но мы исходим из возможностей городского бюджета. С 1 августа неработающие московские пенсионеры получают, с учетом городских доплат, от 1200 до 1722 рублей. Определенные суммы перечисляются также и отдельным категориям работающих пенсионеров, например инвалидам. А с 1 сентября произойдет очередное существенное повышение пенсий москвичам - в среднем на 111 рублей.
- Сколько же всего расходует город на социальную поддержку москвичей?
- В целом на социальные программы, а также дотации жилищно-коммунальному хозяйству город выделяет в год более 50 миллиардов рублей. Это ощутимая помощь небогатым семьям. Но социальные перепады, не в меру резкие, остаются.
Именно поэтому проведение жилищно-коммунальной реформы у нас растянется на длительное время. Я недавно подробно писал об этом в "Труде". Когда я проанализировал представленные мне материалы и произвел подсчеты, то оказалось, что на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг всем населением можно перейти через 12-15 лет, не раньше. Эти расчеты показывают, что Москва, живя, может, чуть лучше, чем другие регионы, не является "оазисом изобилия". Нельзя быть вполне благополучным городом в неблагополучном (по уровню благосостояния граждан) государстве...
Только беспристрастные цифры и могут развеять миф о "сказочной жизни" в столице. Словам многие не верят, потому что, приезжая в Москву, видят красивый, обновленный город, много света, рекламы. Сверкают неоном увеселительные заведения, рестораны. Я, кстати, горжусь тем, что мы в короткое время радикально подняли уровень общественного питания. Но и его достижениями не все пользуются...
- Правительство Москвы недавно одобрило законопроект "Об определении городского минимума оплаты труда". Выходит, у столицы будет свой минимум, отличный от федерального?
- Да, мы хотим пойти на это. Ну разве правильно, что при черте выживания в 2300 рублей (для трудоспособного в 1-м квартале) минимальная зарплата составляла 200? И трех дней на эти деньги не прожить, не то что месяц. Это надо исправлять. В Москве зарплата растет неплохими темпами. В январе - мае 2001-го она увеличилась на 24 процента. Сейчас "средняя" по городу - около 5000 рублей. Причем в сфере производства зарплата в столице превышает общероссийский показатель в 1,9 раза, а в социальной сфере, у бюджетников, - вдвое. Мы хотим довести минимальную зарплату в Москве до прожиточного минимума ранее 2005 года. Уже на 2002-й предлагаем нижнюю планку на уровне 2000 рублей. Но впереди еще рассмотрение в городской Думе. Московский минимум будет пересматриваться не реже одного раза в год.
О ПРОЕКТЕ "ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ", И НЕ ТОЛЬКО
- Не опасаетесь, что усиление социальной политики, направление значительных средств на повышение зарплаты, другие выплаты могут вызвать "перегрев" экономики?
- Нет, не опасаюсь, потому что наша социальная политика держится на мощной производственной сфере. Мы никогда не стремились свернуть производство в городе. И сохранили рабочие места, промышленный потенциал. Уровень "официальной" безработицы - 0,6 процента - по отношению к трудовым ресурсам самый низкий в стране.
- А инвестиции?
- Они составляют сотни миллиардов рублей в год. Это 55 процентов всего объема инвестиций в Российской Федерации. Как мы выходим на такой уникальный уровень? Во-первых, добросовестность. Вот самый важный принцип, который уже в течение многих лет реализует правительство города. Мы никого не обманули, никто не потерял своих денег в Москве. Во-вторых, прозрачность. Говорят, что, мол, мэр куда хочет, туда и направляет ресурсы. Все это полная чепуха. Работаем в цивилизованной системе. Решения принимает городская Дума. Мы исполняем их. Разумеется, предлагаем городской Думе программы, она соглашается или не соглашается с нами. Нормальная живая работа. У нас прозрачный бюджет, ясная экономическая политика.
Третий принцип - нормальное законодательство, защита прав инвесторов. В том числе право аренды земли и право собственности. Эти права складываются таким образом, что никто не сможет "выдернуть" землю из-под построенного здания.
Наконец, нельзя не сказать о взаимодействии с кредитными организациями. Допустим, разместили облигационный заем. Деньги, которые получаем, используем не на проедание, а вкладываем в реализацию эффективных проектов. Чтобы деньги создавали новую прибыль. Из нее выплачиваем те суммы, которые заняли. В прошлом году, например, выплатили 500 миллионов долларов по облигационным займам. В этом году отдали 720 миллионов долларов. В конце года выплатим еще примерно 130 миллионов. И что хотелось бы особо подчеркнуть - город не будет иметь валютных долгов. Это, думаю, очень важно знать всем - и инвесторам, и жителям столицы.
Мы интенсивно развиваем городской производственный комплекс. Наряду с промышленностью одно из главных направлений - строительство. Сегодня нас уже не устраивают ни себестоимость, ни технологии, ни энергопотребление тех зданий, которые возводятся. Наша цель - создать условия, когда городу по силам будет строить и восстанавливать до 10 миллионов квадратных метров в год. Мы намерены сооружать здания, долговечность которых не менее 100 лет. Они будут потреблять не более 50 киловатт/часов электроэнергии на обогрев квадратного метра (в год). При этом стоимость одного квадратного метра должна быть не выше среднемесячной зарплаты горожан. Это грандиозная задача, ее можно решить только системным образом. По существу, речь идет об инновационном проекте, который по масштабам сравним с проектами в области ракетно-космической техники.
Стройиндустрия - наш основной приоритет в градоподдерживающей сфере. Если же говорить о продукции, которая потребляется вне города, то здесь главное внимание уделяем наукоемким областям. Например, электронике, информационным системам. Вот, к примеру, один из новых и весьма перспективных проектов. Он называется "Последняя миля". Речь идет об использовании оптоволоконных кабелей для создания систем, которые свяжут источники информации с каждой из трех миллионов московских квартир. Оптоволоконный кабель позволяет передавать очень большие объемы информации с огромной скоростью и высоким качеством. Такая сеть обеспечит квартиру одновременно телефонной связью, "доставку" радио- и телевизионных программ, сделает доступным Интернет, электронную почту. Причем при подключении к Интернету хозяин квартиры сможет параллельно разговаривать и по телефону, что сейчас для большинства домашних пользователей является недостижимой мечтой.
Новая система позволит осуществлять коммунальные платежи, не выходя из дома. Она будет также контролировать и все счетчики расхода воды, электроэнергии, газа, тепла, передавая эту информацию в жилищно-коммунальные службы. Доведение информационных потоков до каждой квартиры - задача и сегодняшнего, и завтрашнего дня. Открываются фантастические возможности. Например, работник офиса или журналист, находясь у себя дома, сможет участвовать в работе фирмы или редакции так же, как если бы был на своем рабочем месте. Реализация проекта начнется уже с будущего года. Он рассчитан на 5-6 лет и обойдется городскому бюджету в 600 миллионов долларов. Такой фантастической программы по информатизации в стране еще не было.
Сейчас и для столицы, и для нашего государства остро стоит вопрос о сохранении научно-технического потенциала. Он основательно разрушен в прошедшее десятилетие. Горевать об этом - толку мало. Надо действовать, пока есть еще возможности возрождения этого поистине золотого потенциала.
В ПУТИНЕ МНЕ ИМПОНИРУЕТ МНОГОЕ
- Вы коснулись минувшего десятилетия. Как бы вы оценили его? Встречались ли с первым президентом Ельциным после его ухода в отставку?
- Эта тема требует отдельного серьезного разговора. Если коротко, то 90-е "ельцинские" годы назвал бы периодом и немалых перемен, и больших разрушительных ошибок. Переход к рынку был исторически неизбежен. Но как мы это сделали? Провели, например, грабительскую приватизацию, разделив все, что создано народом, между кучкой олигархов и "приближенных" людей... Разрушили почти "до основания" экономику, промышленный, научно-технический потенциал. Отбросили в нищету полстраны... Если говорить конкретно о Борисе Николаевиче, то в моем представлении существует как бы два Ельцина. Один - до 1996 года, другой - после. Впрочем, не хотел бы сейчас развивать эту тему. Человек уже на пенсии, пусть отдыхает. Я с ним не встречался после его ухода в отставку.
Что же касается материального ущерба, нанесенного гражданам, то можно определенно сказать: гражданин России в среднем недополучил за это время, по некоторым скромным подсчетам, примерно 6 тысяч долларов. Наша общая вина в том, что это допустили. И сейчас должны сделать все от нас зависящее, чтобы выправить ситуацию.
- Ваша поддержка политики, проводимой Владимиром Путиным, общеизвестна, и все же хотелось бы услышать из "первых уст", какие действия президента вам прежде всего импонируют? Что, может быть, мешает скорой реализации заявленных им целей?
- Мне импонирует очень многое. Прежде всего он много и продуктивно работает и, ясно понимая инерционность страны, спешит не торопясь. А главное - ему удается сделать так, что вредных решений на уровнях федеральной власти принимается очень мало.
Мне импонируют его усилия по укреплению государственной власти. Я считаю, важным решением было формирование федеральных округов. Москва не только на словах поддерживает эту новацию, но и активно работает в ЦФО.
Таким образом, идет совершенно необходимый процесс по укреплению вертикали государственной власти, по объединению нашей страны, которая начала было уже просто расползаться. Деформированное и разорванное правовое поле, свои законы, нормы отчисления в бюджет и так далее. Президент этому ставит заслон...
Хотя я опасаюсь того, что, к сожалению, свойственно нашему менталитету, свойственно российскому обыкновению - боюсь "перерегулирования". Почти никогда в нашей истории не было оптимальных решений, мы всегда тяготели к крайностям, находились в крайних состояниях. Посмотрите, что получается: пенсионная система уже вне города. Вопросы труда - вне города. Вопросы миграции - вне города. Но за все это в ответе по-прежнему мы. Да, очень важно, чтобы государственная власть имела полную возможность управления государством как единой системой. Но важно также, чтобы не все в этой системе управлялось из одной точки - в России это невозможно, а по четким уровням: республика, область, город.
- А вас не смущает звучащая в адрес президента критика насчет того, что он реанимирует, мол, некоторые старые принципы организации управления страной?
- Нисколько. Мы же убедились, к каким бедствиям, к какой разрухе приводит упреждающий демонтаж действовавших государственных институтов до формирования новых экономических отношений. Напротив, китайский опыт показывает, что даже более "тотализированное" государство, чем было у нас (тем более - чем то, которое создается президентом), вполне может осуществлять радикальные экономические реформы, не ввергая страну в хаос и не расплачиваясь за этот хаос вымиранием народа и колоссальным ухудшением его жизни.
Да и наш опыт говорит примерно о том же. Уже первые шаги по упорядочению государственной системы дали очевидный результат: в бюджете появились деньги и на пенсии, и на оборонку, и на врачей, и на учителей. Пусть не в полном объеме, но это уже обнадеживающее начало.
Нужно упомянуть еще об одной черте, которая мне тоже импонирует: умение "задвигать" вредных для страны людей без лишних скандалов и конфликтов. Помню, на заре перестройки Гарвардский университет проводил семинар для депутатов Моссовета, и я тогда задал вопрос: как оптимально использовать средства, выделяемые правительством США, для помощи российским реформам? Один из депутатов высказал оригинальное предложение: построить на Канарских островах 2000 великолепных коттеджей и переселить туда 2000 человек по некоему списку, который депутат обещал представить. Я не знаю, кого имел в виду автор предложения, но многих из тех, кого президенту уже удалось задвинуть, я бы, пожалуй, в такой список включил.
НАМ НУЖЕН ЗДОРОВЫЙ ЦЕНТРИЗМ
- Не так давно "Отечество" и "Единство" объединились в союз. Какими вам видятся перспективы такого объединения?
- По моему убеждению, в нормальной стране естественный процесс политического развития должен вести к образованию двух стабильных партий, которых бы поддерживало примерно 80 процентов электората. Большие партии являются гарантом стабильности, малые - источником новаций. Побеждает та партия, которая находит наилучший компромисс между новациями и стабильностью, привлекая голоса сторонников малых партий, но не отпугивая свой постоянный электорат. Это и есть здоровый центризм...
- Это цель нового союза?
- Она простая: добиться, чтобы реформы привели к улучшению качества жизни российского народа и чтобы у нас в стране не могли появляться непонятно на чем богатеющие люди, если производство в реальном секторе экономики падает.
Наш союз - это серьезная центристская политическая сила, которая, я думаю, будет иметь наибольшее число сторонников. Хватит нам крайностей левого плана, хватит нам гайдаровских, чубайсовских крайностей, правых радикалов. Настала пора выбрать оптимальный путь в жизни.
- Как вы относитесь к парламентскому "запрету" губернаторам избираться на повторные сроки в своих регионах?
- Для меня этот запрет носит как бы диагностический характер. Если губернатор, говоря образно, "сидит" на шее у своих избирателей, наверное, разумно его менять. Помните, у Плутарха есть легенда о нищем, который заплакал, когда Александр Македонский прогнал мух, копошащихся в его ране? На недоуменный вопрос Александра нищий ответил, что, прогнав сытых мух, царь открыл место для голодных...
Если же губернатор служит своим избирателям и служит хорошо, он обязательно имеет долгосрочные проекты. И если уж менять губернаторов - нужно иметь соответствующую процедуру, чтобы его преемники обеспечили реализацию таких проектов.
На мой взгляд, разумно вообще несколько поменять саму систему выборности. Скажем, ежегодно проводить компьютеризованный референдум о целесообразности новых выборов губернатора. И если значительная часть избирателей выскажется за перевыборы, прежний губернатор не должен выставлять свою кандидатуру.
НЕ ПРЕДАВАТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКА
- Известно, что Москва, вы лично активно занимаетесь проблемами соотечественников, оказавшихся за рубежом. Весной именно в российской столице прошла конференция, посвященная этим вопросам. Какие проблемы работы с соотечественниками волнуют вас сильнее всего?
- Что нами делается в этой сфере, вы и так знаете, так что углубляться в детали не стоит. А волнует меня прежде всего то, что проблема эта - федеральная, а больше всего внимания ей уделяет Москва. Наш опыт показывает, что наихудший способ помощи - благотворительность. Наилучший - совместные взаимовыгодные экономические проекты. При этом национальная ориентация этих проектов должна быть, так сказать, "сбалансирована" со степенью антирусского национализма.
- Но некоторые могут сказать: чего он, мол, внедряется в эти сферы?
- На это я могу сказать так. Был Советский Союз с населением более четверти миллиарда - и развалился. И русские, которые сейчас живут в бывших союзных республиках, оказались не гражданами своей страны. Таковых, по некоторым данным, не менее 25 миллионов человек. И мы их, безусловно, должны поддержать. Да, Россия сейчас не может их принять, она пока еще в трудном экономическом положении. Но придет время, я в этом уверен - Россия их позовет. Так же, как зовут своих соотечественников Германия, Израиль, Греция...
Если мы не будем поддерживать своих соотечественников, не будем им помогать, это будет предательством по отношению к тем, кто оказался не по своей воле за пределами России.
- С Литвой у московского правительства развивается нормальный диалог, а вот Латвия и Эстония недавно отказали в визах членам московских делегаций. Как вы оцениваете такие действия Риги и Таллина?
- Оцениваю соответственно. Такие шаги породят больше проблем, чем решат. Еще в Библии сказано: "...Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". В этой ситуации мы приняли единственно правильное, с моей точки зрения, решение: делегация в полном составе в Ригу не едет.
- Но ведь это может повредить работе с соотечественниками.
- Повредить ей эта мера никак не может. Наоборот, она ей помогает. Все видят, кто друг и кто недруг, вокруг каких принципов следует сплачиваться.
ПРЕСТУПНОСТЬ БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
- Несмотря на все усилия, волна криминала и в стране, и в столице меньше не становится. В последнее время разгорелись еще своеобразные гангстерские "разборки" между армянской и чеченской преступными группировками. Насколько эта "этническая" преступность беспокоит Москву?
- В период 1996-2000 гг. ситуация в сфере борьбы с преступностью улучшилась, хотя и не так быстро, как нам хотелось бы. Драматическая, не отвечавшая интересам дела смена руководства ГУВД, против которой мы, зная положение изнутри, протестовали, ухудшила ситуацию. Вы можете прямо написать - прежний министр Рушайло вместе с некоторыми своими помощниками вроде Орлова, сыграли здесь откровенно неблаговидную роль. Теперь, когда с новым руководством МВД достигаются приемлемые решения, думаю, мы сумеем восстановить благоприятные тенденции в этой сфере.
Что касается "этнической" преступности... Я исхожу из принципа, что преступность не имеет национальностей. Москва не издает правил, не принимает городских законов, которые содержали бы в себе какой-то элемент дискриминации по национальному признаку.
- А что вы собираетесь делать с некоторыми выходцами с Кавказа, взявшими под контроль городские рынки?
- Мы с этим делом серьезно и небезуспешно боремся, вплоть до закрытия таких рынков.
- Широко известна помощь, которую оказывает Москва Черноморскому флоту и жителям Крыма. В то же время болезненный резонанс в Украине вызывают некоторые ваши не слишком дипломатичные заявления по поводу Крыма, Севастополя. Власти в Украине вас считают чуть ли не "персоной нон грата". Не кажется ли вам, что сегодня многое в российско-украинских отношениях начинает ощутимо меняться?
- Персоной нон грата меня не объявили. Удивляет другое - в так называемом "крымском вопросе" некоторые политики занимают, мягко говоря, непоследовательную позицию. Какие-то решения и постановления, принятые в СССР, и в частности Хрущевым, - отвергаются, а какие-то объявляются непреложной истиной... Сейчас же ситуация действительно меняется.
Впрочем, если и Украина, и Россия когда-нибудь, скажем, интегрируются в ЕС, то этот вопрос вообще не будет играть особой роли, поскольку европейская интеграция предполагает формирование общего экономического пространства. Это, я напомню, означает свободу передвижения через границы людей, товаров, финансов... Означает это также свободу выбора места жительства в пределах сообщества. К тому времени у всех стран ЕС даже валюта будет общая. Какая разница в этой ситуации - российский Крым или украинский?
- Как вы относитесь к идее Марка Захарова о закрытии нерентабельных репертуарных театров в Москве?
- Я не вижу основания для государственного вмешательства в этот процесс. Не исключено, что помощь театрам должна оказываться на конкурентной основе по единым для всех правилам. А остальное - пусть зритель голосует рублем.
- Как вам история с матчем "Локомотив" - "Тироль"? Болельщики уверены: будь на месте "Локомотива" французская, испанская или любая европейская футбольная команда, об аннулировании матча никто бы и не заикнулся.
- Я согласен с болельщиками - решение было бы наверняка другим. Это дискриминация российской команды, если хотите, это и отношение к России. Ей нужно и в спорте заявлять о своей принципиальной позиции. Нашу звезду первой величины бегунью Ольгу Егорову пытались скомпрометировать, унизить, а мы молчим...
- Вы только что из отпуска. Как вам отдыхалось?
- Да, провел отпуск в Горном Алтае, проложил там новый туристский маршрут.
- Верхом?
- Конечно. По Горному Алтаю на карете не проедешь. А потом по горам пешком, даже мумие на скалах доставали.. Затем на плотах сплавлялись по горной реке. Бывало тяжело. Но я готов в следующий раз пройти по более сложному маршруту.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников