03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЯУЗА: ВЛАЖНАЯ УБОРКА

Карпов Вадим
Опубликовано 01:01 01 Ноября 2001г.
Уже два раза приходилось плавать по Яузе. Первый раз - на резиновой лодочке летом прошлого года. Тогда река была до неприличия грязной, о чем мы с горечью и возмущением сообщали. Потом - в ноябре, когда после выступления "Труда" на Яузу пришли спецы из ЗАО "Ремводтехстрой" Они тогда начали углублять и расчищать русло. А недавно мэр Юрий Лужков утвердил программу первоочередных мер, направленных на оздоровление легендарной реки. Появился новый повод отправиться в плавание.

На холодной, темной от осенних дождей Яузе - половодье работ. Возле моста через реку, где проспект Мира, рабочие из Ремводтехстроя заканчивают строительство очистного коллектора, чтобы городские стоки попадали в реку "умытыми". Берега укрепляют и прихорашивают щебнем и гранитными валунами из Карелии. Бетонные парапеты, как мы узнали от нашего провожатого, начальника ЗАО Валентина Клитина, вышли из моды. Причины веские. Яузская вода за счет уличных стоков и сливов промышленных предприятий потеплела и стала активно агрессивной. Настолько, что разрушает бетон любой степени прочности. Но дикие утки, а их здесь по-прежнему множество, и кое-какая рыбешка - карась, уклейка - умудрилась приспособиться. Загадка природы...
Наша лодочка - в прошлом боевое десантное суденышко, которое водоочистители позаимствовали у военных, а теперь используют для сплава по реке, - оказалась прочнее железобетона. Сам Клитин водил когда-то корабли в Карском море, а рулевой, он же моторист при "Ветерке", Борис Изюмов был в свое время капитаном самоходной баржи.
В районе проспекта Мира, под древним акведуком, где была отмель, дно расчистили и углубили. Вытащили с помощью карчеподъемника осиновые (они прекрасно сохранились) сваи-колья от пешеходного моста, который стоял над рекой в 60-е годы. Убрали, если плыть в сторону Сокольников, завалы из деревьев, топляков, которые собирали на водной глади кучи городского мусора: пластиковые бутылки, доски и прочую гниль. Теперь мы бойко плывем, глубина под дном лодки уже не по колено - солидные полтора метра. Но то, что творится по берегам, - жуть! Справа по течению - сплошные бетонные заборы каких-то предприятий, переплетения колючей проволоки, ржавые цистерны. И черный вязкий вонючий ил, замешенный на всевозможных отбросах города, масляных и бензиновых разливах. Такое впечатление, что плывем по территории огромной разжиженной свалки.
С другой стороны - сельские пейзажи. Местные городские дачники устроили возле речки огородики, а извилистые берега укрепили кто чем мог. А могли в основном остовами старых ржавых кроватей (откуда их столько?) и листами ржавого железа. Вид ощетинившейся металлом Яузы устрашающий. Какая Венеция, какая заповедная зона! Хоть пиши кляузу на Яузу. Из экзотики - сарайчики бомжей...
- Мы уже, наверное, про них все знаем, - рассказывает начальник ремводтехстроевцев Валентин Клитин. - Возле Сельскохозяйственной улицы живет семья из трех человек. Двое мужчин и женщина. Возле улицы Докукина еще стойбище. В конце набережной - тоже. В районе Лосиного острова обитают бомжей двадцать. У них река поделена на зоны. Добывают из городских помоек обувь, люстры, продукты... Сортируют находки тут же, не отходя от речки. Ночуют на матрасах под пленкой или в коробках.
По реке плывет нескончаемая коллекция пластиковых, стеклянных бутылок, пакетов, бумаги. Так было и год, и два назад. Все лишнее жители столицы выбрасывают в воду, под ноги.
Наш рулевой и впередсмотрящий Борис Изюмов, он же багермейстер земснаряда, лихо разворачивается: "Дальше, ребята, плыть нельзя - под Яузским железнодорожным мостом пороги". Пороги известно какие -обломки бетонных конструкций, старые шины, остовы легковушек, арматура... Особенный кошмар, знаю по опыту плавания, еще ниже по течению - в районе завода "Красный богатырь". Там настоящее кладбище строительных отходов. Даже на легкой резиновой лодочке не удалось мне в свое время преодолеть эту подводно-надводную свалку. Кусок арматуры распорол брюхо кораблика на веслах. В те края непуганых бомжей и идиотов, которые свозят со строек хлам, "акваспециалисты" еще не дошли. Река там непроходима.
А ведь были времена, когда российские купцы, попивая чаек, перевозили товары на судах в верховья Яузы, чтобы потом по Клязьме переправить их дальше. В такое сейчас непросто поверить. На сегодня улов отходов, который подарили современные москвичи Яузе, составил, по данным Ремводтехстроя, порядка двух тысяч кубометров бетона и кирпичной кладки, 400 тонн всевозможного хлама на участке в несколько сот метров... Такой вот пустячок, который день за днем вывозят самосвалами, выгребая из русла ковшами экскаваторов, вымывая струями гидромониторов.
О том, что водная гладь когда-нибудь станет (должна стать!) туристским маршрутом, пока остается только мечтать. И дело не только в мусоре, но и в специфических ароматах. Благоухает река, особенно в тех местах, где в нее вонзаются (минуя очистные коллекторы, которых еще нет) канализационные трубы, так, что впору противогаз надевать. Какой турист это выдержит?
Я спросил у Валентина Клитина, не пробовал ли он в это жаркое лето искупаться в Яузе, благо работал на ней каждый день. Он в ответ только усмехнулся. Понять его несложно. На коротком - километра три - участке Яузы, где мы побывали, я насчитал более полутора десятков подозрительных труб, из которых текло что-то невообразимое...
И тем не менее река преображается. Говорю об этом как заинтересованный свидетель. От акведука в сторону проспекта Мира, где были совсем недавно заросли грязной травы, бежит глубокий мощный поток. И ближайшие к реке жилые дома уже, как говорят строители, весной не подтапливало. Сами берега теперь вымощены булыжником, покрыты зеленью аккуратных лужаек. Чуть выше, напротив института "Химавтоматика", строятся боновое заграждение, чтобы вылавливать плавающий мусор, песколовка для сбора взвешенных частиц, новый коллектор. При впадении Останкинского ручья в реку смонтировали очистные сооружения. И категорически запретили мыть машины по берегам. У Яузы появились реальные перспективы стать рекой, а не сточной городской канавой. К 2002 году русло в пределах города - это примерно 12 захламленных километров - в соответствии с "программой мэра" вычистят и облагородят. К 2003 году должны очистить те речушки и притоки, которые подпитывают Яузу: Копытовку, Лихоборку, Останкинский ручей... А к 2005 году запланировано поставить все необходимые коллекторы и очистные сооружения. Доживем?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников