На Международном кинофестивале «Молодость» в конкурсной программе – украинский фильм «Отторжение» режиссера Владимира Лерта, жанр которого – социальная антиутопия, а исполнитель одной из главных ролей – Богдан Ступка. Сразу после премьеры картины стало известно, что первый актер Украины намерен выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, и после этого сенсационного известия фильм с его участием вышел за рамки фестивального показа.
В «Отторжении» Ступка играет бывшего военного, орденоносца, на счету которого 42 разведки, – Ивана Павловича. Согласно своему большому жизненному опыту его герой думает, что если люди не знают, то солдаты должны знать. Иван Павлович, проснувшись утром, сталкивается с непонятными явлениями: небо окрашено в нереальный зеленый цвет, жителей на улицах нет, а есть танки и бронетранспортеры.
– Что это: война, пришельцы из космоса, конец света? – недоумевает герой Богдана Ступки.
Катастрофа, свидетелем и жертвой которой становится герой Ступки, приобретает вселенский масштаб, когда конкретное место уже не имеет принципиального значения. Просто Киев, в котором снималось «Отторжение», не превращен в мистический город N, как это часто бывает в антиутопиях. Как говорит друг и напарник по несчастью героя Ступки, писатель Лупцов (его играет харьковский актер и музыкант Сергей Бабкин), «это все наше паскудство на Божий свет вылезло; видно, у него тоже есть критическая масса».
Проводниками и слугами этого паскудства становятся клоны людей, например клон того же Ивана Павловича. У него абсолютно такое же лицо, только больше возможностей и полное отсутствие морали. Клон проникает сквозь стены, для него нет замков и преград, а его смех по-настоящему страшен. Правда, герой Ступки после сцены с дьявольским оскалом своего клона и после своей смерти на пороге собственной, кстати, меньше просматриваемой, квартиры больше не появляется, но свою миссию он выполняет.
Задача персонажа Ступки показать, что в современном политическом пространстве, включая Украину, былые умения в борьбе с врагом не действуют. Абсурд настолько стал нормой жизни, что высветилось несколько реальностей, и в каждой из них нет правых. В этой фантасмагории неважны старые методы слежения за врагом, классические маневры наступления и бегства, а важно уметь подыграть абсурду, чувствовать его запредельную природу и быть классным артистом.
Богдан Ступка – профи в актерском мире, он может играть все: и Тараса Бульбу, и олигарха, как в фильме Кшиштофа Занусси. Но и Юлия Тимошенко – актриса, да и Виктор Ющенко не лишен актерского дара. Каждый их них вступает в следующий переход, и эта мысль тоже есть в фильме «Отторжение». Правда, если в финале этой картины телевизор оказывается лишним – его сдают на детали со словами «Телевизор в нашей жизни – не самое главное», то в нынешней политической реальности на влияние эфира и кино делается очень большая ставка.