Как свидетельствует опрос Общественной палаты, 35% семей с детьми не в курсе, какие меры поддержки им полагаются. А в целом только четверо из десяти российских льготников пользуются всеми своими привилегиями.

Неужели информация о мерах поддержки скрывается от населения? Похоже, так. С рождением второго ребенка мне пришлось на собственном опыте постигать странную логику работы социальных служб. По которой все услуги, льготы и дотации предоставляются исключительно в заявительном порядке. Человек должен сам выяснить, что ему полагается, прийти в контору, получить список необходимых документов и заполнить кучу бумаг. И это многократно повторяющийся процесс!

Казалось бы, куда проще сразу предоставить статус многодетной или малообеспеченной семье, а вместе с ним и причитающиеся льготы. Но не ищите легких путей. На каждый вид поддержки надо писать заявление, собирать пакет документов. Для века всеобщей цифровизации это выглядит пещерным анахронизмом.

А многие ли родители знают, что многодетные семьи могут раз в месяц бесплатно посещать музеи, выставки и театры, а также получать подарки по случаю государственных праздников? А еще они имеют льготы при уплате налогов на движимое и недвижимое имущество, право на преимущественное зачисление детей в образовательные учреждения и много чего прочего.

Впрочем, не только многодетные семьи имеют право на поддержку со стороны государства. Взять хотя бы льготы по оплате услуг ЖКХ и повышенные выплаты на малолетних детей, которые полагаются при подтверждении статуса малообеспеченной семьи. Эксперты утверждают, что в столице каждая третья семья с маленькими детьми и одним работающим родителем де-факто является таковой. Основным критерием служит прожиточный минимум. Если, положим, зарплата отца не больше 65 тысяч рублей, то семье с двумя детьми данный факт открывает доступ к социальной помощи.

Скажу честно: в свое время я обнаружил себя в категории «малообеспеченные» со смешанными чувствами. Зато теперь, пройдя путь до конца, сам веду просветительскую работу среди знакомых. Многие из них годами самостоятельно боролись с финансовыми проблемами, не подозревая о том, что имеют законное право на поддержку.

О качестве работы органов соцзащиты говорят и результаты недавнего исследования РАНХиГС: только 60% граждан, имеющих право на льготы, об этом знают. Это означает, что системного информирования как такового не ведется вообще, а сведения, которые получают льготные категории граждан, имеют неполный и часто случайный характер. Определенные надежды были связаны с МФЦ, но практика показала, что их сотрудники зачастую не имеют необходимой для консультационной работы квалификации. Фактически они занимаются сбором и передачей документов в другие органы.

Можно, конечно, заняться переподготовкой кадров, платить специалистам МФЦ куда больше нынешнего, но все это требует времени и бюджетных средств. Быстро выйти из патовой ситуации можно за счет технологического рывка. Для этого требуется превратить единый портал органов соцзащиты в суперсервис с оцифрованными услугами, которые станут проактивными. Работать это будет так: один раз предоставив документы и получив тот или иной статус, человек в своем личном кабинете увидит весь список доступных льгот и компенсаций и сможет нажатием кнопки выбрать из них те, которые ему необходимы и положены.