Зачем мучить котов?

«Союзмультфильм» ведет игру на выживание с авторами знаменитой картины про Простоквашино

Тема, поднятая Григорием Головиным в статье «Ты чей, кот Матроскин?», опубликованной в «Труде» 24 ноября, получила продолжение. Как раз в этот день «Союзмультфильм» и создатели «Простоквашино» мучили Кота Матроскина: они его и перетягивали из стороны в сторону, и «пилили», но так и не поделили...

Для начала «Союзмультфильм» выступил с заявлением, что придумавший историю про Кота Матроскина писатель Эдуард Успенский рассматривает предложение студии о выкупе за 5 млн рублей «Простоквашино». А тут подоспела еще новость: мультипликационный конфликт исчерпан, недавнее письмо Успенского главе государства возымело эффект. Давайте жить мирно? Не тут-то было!

Через несколько часов информленты выдали на-гора продолжение мультяшной истории. Эдуард Успенский опроверг радужные заявления «Союзмультфильма»: «По поводу оплаты сериала за 5 млн рублей на меня никто не выходил. Я узнал об этом предложении через прессу». Позже Успенский уточнил: когда-то представители студии пробовали с ним провести переговоры, но договориться не удалось.

Реакция «Союзмультфильма» не заставила себя ждать: студия озвучила свою позицию, согласно которой ей не требуется выкупать у писателя права на экранизацию его произведений. «Это наш жест доброй воли и огромного уважения к нему (Успенскому — ред.) и его произведениям», — заявили в «Союзмультфильме». Но то ли поторопились, то ли вспомнили, что уже 22 декабря Успенскому исполнится 80 лет, а это не только большой юбилей, но и новый повод обратиться к президенту:

В общем, в понедельник «Союзмультфильм» сделал новое заявление: он готов идти на мировую с автором. Но с небольшой оговоркой: компания «Союзмультфильм» намерена выпустить первые эпизоды нового анимационного сериала «Простоквашино» вне зависимости от того, какую позицию займет писатель Эдуард Успенский, однако компания заинтересована в урегулировании конфликта.

Ответа от Успенского пока не последовало. Зато его коллеги по цеху, те, кто работал на советской студии «Союзмультфильм» не одно десятилетие, молчать не стали. Владимир Николаевич Зуйков, заслуженный художник РСФСР, постановщик «Винни-Пуха» и других знаменитых мультфильмов, считает, что распоряжаться «тем, за что, как, кому платить, как платить посредникам — это не должен решать «Союзмультфильм», у него на это нет никаких прав: Этот новый вариант «Союзмультфильма» перестал вообще платить постановочные. Режиссеру платят примерно 10 тыс рублей в месяц — это ниже зарплаты уборщицы, никаких постановочных вообще нет. Что касается денег, выделяемых на производство фильма, то они ничтожны. Руководство «Союзмультфильмом» поручено людям, которые никакого отношения не имеют к анимации. Но они не забывают заключать договоры с разными организациями на продажу персонажей. А то, что получают авторы, смешно. Так за кино платить нельзя, иначе кино делать вообще бессмысленно».

Напомним, согласно постановлению правительства «О минимальных ставках авторского вознаграждения», авторам советских кино- и телепроизведений полагается выплачивать 20% прибыли от всех видов использования их творений. Однако «Союзмультфильм», по словам авторов, не торопится отдать художникам должное, хотя министр культуры РФ и рапортует о том, что «фактически эта киностудия возрождается с нуля». Тогда откуда же шквал возмущения?

Знаменитый художник-мультипликатор Юрий Норштейн негодует: «Что значит «с нуля»?! Получается, что все, кто работал на студии, они кто, валютчики что ли были, они ничего не сделали?! Тогда, ребята, давайте разделять. Возрождаете с нуля? Вот и возрождайте! А то, что было связано с «Союзмультфильмом», не трогайте! Почему они должны отбирать права на персонажей? Почему вдруг министр решил, что это все его? Каким-то образом вдруг приходит администрация, которая не допускает в свое правление ни одного творческого человека, и она будет руководить киностудией «Союзмультфильм». Вот почему я сам туда никогда и не пришел бы, и не приду, потому что пока худо-бедно мы еще выживаем в нашей маленькой студии. Но многие другие студии не выживают... Пока будет продолжаться это кумовство, о каком искусстве и о возрождении «Союзмультфильма» можно говорить?

Возмущение творцов любимых миллионами мультфильмов можно понять. Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, по всей видимости, обладает разнообразнейшими источниками для финансовой подпитки своих начинаний — это и бюджеты министерства культуры, и деньги Российского союза правообладателей (РСП), и, как говорят, даже средства Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Одним словом, хорошо возобновляемые источники.

Однако увидят ли эти деньги художники — неизвестно. Как с горечью отметил Леонид Викторович Носырев, художник-мультипликатор, режиссер, сценарист и заслуженный деятель искусств РФ, создававший «Антошку», «Бонифация», «Тигренка на подсолнухе», «Бременских музыкантов» и многие другие легендарные мультфильмы, «мы не защищены. Люди уходят, каждый год уходят в мир иной. Может быть, хотят в «Союзмультфильме» дождаться момента, когда вообще вымрут все авторы? На это и расчет?».

Такое положение художники назвали «игрой на выживание». При этом Владимир Энтин, ведущий специалист по авторскому праву в России, подчеркивает, что закон защищает не только художников, но и их наследников: «По закону полагаются авторские отчисления не только самим авторам, но и их наследникам, и все это должно длиться в течение 70 лет после того, как самого автора не стало. До меня дошли слухи о том, что студия пытается уйти от того, чтобы выплачивать положенное вознаграждение наследникам. Тогда возникает вопрос: а что остается от авторского права, когда деньги за него не платят ни авторам, ни их наследникам, а присваиваются некой организации, у которой нет за душой ничего, кроме похожего названия?».

P. S. Создается впечатление, что «дело кота Матроскина» оказалось не просто ссорой интересантов, а настоящей «войной миров» в лучших традициях Голливуда — пожилые авторы, создатели светлых образов нашего детства, борются с корпорацией «монстров». Будет ли хеппи-энд? Кто защитит художников, если единственная госорганизация в сфере мультипликации, как кажется, сегодня занимается главным образом нарушением авторских прав? Пока есть только вопросы.