Новости
Главная Культура 00:14 24 Ноября 2017 11188
Ты чей, кот Матроскин?

Громкий договор между «Союзмультфильмом» и компанией «Данон» грозит переделом российского рынка интеллектуальной собственности

Григорий Головин

Культура становится все более дорога государству. Она действительно много стоит и может приносить немалые прибыли. Но возникает вопрос: кто бенефициар богатств культуры, уже созданных и создаваемых? Кому идут деньги? Попробуем в этом разобраться на примере одной скандальной истории, возникшей на днях в общественном пространстве.

Рынок интеллектуальной собственности в России не сформирован — меняется законодательная база и ее юридическая интерпретация, появляются новые прецеденты. Один из них — сделка ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» (СМФ) и АО «Данон Россия».

Когда 17 июня 2016 года на Петербургском экономическом форуме министр культуры Владимир Мединский пообещал компании «Данон» неприятности, это прозвучало как гром среди ясного неба. На сессии «Мультфильмы из России. Новый глобальный чемпион?» ожидались похвалы в адрес отечественной анимации и «Союзмультфильма». Однако вместо этого министр перешел на язык городских окраин: «Будут у вас проблемы. Обещаю. В ближайшее время». Непосвященные не сразу поняли, что речь шла о правах компании «Данон» на товарный знак «Простоквашино».

Вице-президент АО «Данон» Марина Балабанова ответила министру: права на бренд «Простоквашино» «были приобретены надлежащим образом у человека, который придумал эту историю», то есть у Эдуарда Успенского. Ее беспокойство понятно: если сделка была бы признана незаконной, компании грозили бы крупные неприятности. Согласно законодательству РФ товар, проданный под незаконным брендом, считается контрафактным и компенсируется по двойной стоимости. Товарный знак с Матроскиным появился на даноновском молоке еще в 2010 году, так что сумма могла быть колоссальной.

Невиданный успех с большими оговорками

Примечательно, что структуру, которая занимается правовой регистрацией товарных знаков, с 2015 года возглавляет соратник Владимира Мединского, бывший замминистра культуры Григорий Ивлиев. Комбинированное лобби Минкультуры и Роспатента, выражаясь языком футбольных хулиганов, взяло «Данон» в коробочку.

«Министр культуры прямо сказал: заключай договор, не то худо будет, — комментирует ситуацию директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. — Был такой дон Корлеоне, тоже предлагал сделки, от которых невозможно отказаться».

31 мая 2017 года между «Союзмультфильмом» и «Данон» было подписано два договора, по одному из которых компания до 2020 года выплатит студии 300 млн рублей на производство 30 новых серий мультфильмов о Простоквашино, а по-другому — 200 млн за пользование брендом. «Это — огромный успех «Союзмультфильма»! Невиданный. Прошу поддержать», — своей рукой начертал Мединский на обращении Минкультуры в правительство РФ по поводу согласования сделки.

А тем временем кольцо сжималось. В 2017-м замглавы совета по развитию российской анимации при Министерстве культуры и председателем правления «Союзмультфильма» стала Юлиана Слащева, друг семьи министра и известная пиарщица. Стараниями большого профессионала сделка между компанией «Данон» и «Союзмультфильмом» была отмечена ликованием прессы. Не вникая в подробности, многие СМИ праздновали победу «наших мультиков». О такой победе Владимир Мединский постарался известить и первое лицо государства во время рабочей встречи.

Для начала министр констатировал, что соответствующие поручения президента выполняются и «киностудия возрождается с нуля». На возникший у главы государства вопрос, как именно они выполняются, последовал бодрый рапорт: «Они перевыполняются. Вы давали поручение обеспечить их госсубсидией — 50 млн рублей ежегодно. Мы выделили им существенно большие средства нашего бюджета — 200 млн ежегодно». Вернулся министр и к главной теме: «С «Данон», например, заключена большая сделка, и «Трое из Простоквашино» теперь не бесплатно используются на пакетах с молоком. В целом «Союзмультфильм» получит за это на протяжении трех лет 500 млн рублей».

Правда, в ответ на победные реляции прозвучала весьма сдержанная реплика президента: «Там были специфические просьбы. Вы вернитесь к этому, посмотрите еще раз». На что ошарашенному министру оставалось лишь обещать посмотреть «обязательно подробнее».

В чем же «специфичность» этих просьб, обнаружилось в письме бывшего сотрудника киностудии «Союзмультфильм» Олега Евдокимова, отправленном в депутатский корпус 30 мая этого года. «Вся предлагаемая министром к одобрению схема согласования и совершения этих сделок не совсем соответствует закону, руководствуясь которым работают», — считает Евдокимов.

Владимир Энтин, один из авторитетных экспертов по авторскому праву в России, подтверждает, что и ситуация, и соглашение с «Данон» — «крайне странные».

Удавка на шее мультиков

Вопросы вызывают условия сделки. Разумеется, договор представляет коммерческую тайну, однако нам удалось ознакомиться с «Соглашением о намерениях», подписанным обеими сторонами год назад, осенью 2016-го. В нем «Данон» ставит перед «Союзмульт-фильмом» ряд условий. Например, «Данон» вправе приостановить в любое время выплату по договорам «Союзмультфильму», если решит, что партнер нарушил свои обязательства. Строго оговаривается право компании контролировать выпуск новых серий «Простоквашино» на всех стадиях. Регламентированы сроки их выхода (первая серия должна появиться в феврале 2018 года).

Если сделка была подписана сторонами 31 мая этого года при таких условиях, то это вовсе не победа «Союзмультфильма», а скорее удавка на шее.

Вопросы вызывает и юридическое обоснование сделки. Бренд «Простоквашино» объединяет несколько персонажей из известного мультсериала, главным из которых является кот Матроскин — безусловный шедевр художника Николая Ерыкалова, скончавшегося в 1982 году.

На даноновской сметане умильная мордочка кота появилась после сложных операций по передаче прав. Первым официальным правообладателем образов из знаменитого мультика был и остается Эдуард Успенский, автор книги про дядю Федора. Он запатентовал права на своих питомцев еще в 1990-е.

Лицензию на товарный знак «Простоквашино» и 26 образов в 2002 году выкупила у Успенского и художников российская компания «Юнимилк». Началась регистрация товарных знаков, которая идет до сих пор. В 2008 году «Юнимилк» провел ребрендинг марки. С этого момента кот Матроскин на сметане обрел свое нынешнее «лицо». В 2010 году компания объявила о слиянии с «Данон», и бренд «Простоквашино» впервые по-явился на даноновских продуктах. В 2013 году «Данон» выкупил долю «Юнимилк» — Матроскин полностью отошел французам.

«По нашим законам все действия «Данон» были абсолютно правильными», — утверждает Владимир Энтин. Однако министр культуры уверяет, что все права на лицензирование «Простоквашино» могли принадлежать только студии и никому больше. Кто же прав?

 

Родил — и отойди в сторонку

Современные отношения авторов и студий регулируются договорами. Правовая неразбериха касается персонажей старых советских мультиков, созданных до принятия 3 августа 1992 года закона «Об авторских правах». Проблема крайне важна для всех сторон конфликта. На одной чаше весов — судьбы пожилых художников, которые когда-то обогатили нашу культуру незабываемыми персонажами, но сами в итоге остались ни с чем. На другой — будущее студии, которой надо на что-то производить новых котов.

ГК РФ настаивает на том, что следует исходить из норм законодательства, существовавшего в момент создания старых произведений. Это отбрасывает нас в 1964 год, когда был принят ГК РСФСР. Тогдашняя правоприменительная практика использовала понятие «служебного задания». Вознаграждение за произведения, созданные в рамках задания, авторам не выплачивалось: мол, художник за это уже зарплату получил, хватит с него...

Если бы «Данон» довел дело до суда, он оказался бы перед лицом темной юридической материи. Она точно есть, но какая — никто не знает. В вопросе об авторском праве на персонаж нет четких определений, но есть масса возможностей для интерпретаций.

Чтобы получить внятный ответ на вопрос, чей же кот Матроскин, обратимся к ряду экспертов.

«Кот Матроскин принадлежит художнику, его создавшему. То, что сейчас произошло (сделка с «Данон». — «Труд»), — это попытка перенести современное законодательство в советские времена, когда не было частной собственности, — утверждает Владимир Энтин. — Тогда у студий не было исключительного имущественного права. Они могли только снимать фильмы и признаваться авторами фильма. У художников было авторское право на созданные ими рисунки, вошедшие в фильм. Поэтому современный закон разделяет персонаж фильма, который двигается, поет, разговаривает и который увидеть можно только с помощью технического устройства (телевизора, смартфона, планшета и т. п.), и рисунок, эскиз персонажа, придуманный и нарисованный художником».

Однако юрист Владимир Постанюк уверен в обратном: «Правами на персонаж владеет студия: У «Союзмультфильма» есть все законные права на заключение сделки с «Данон». При этом юрист ссылается на доводы третейского суда.

Правда, такая точка зрения означает, что старикам здесь не место — только молодые художники имеют права на собственное творение, советские мультипликаторы должны уйти со славой, но без денег. Бенефициаром старых мультиков становится студия, их заказавшая. Тут, однако, важно заметить: современный «Союзмультфильм» не имеет никакого отношения к тому «Союзмультфильму», который когда-то действительно все это снял. Но именно он должен получить все. И именно эта трактовка закона заложена в сделке «Союзмультфильма» и «Данон».

С 2015 года судебная практика склоняется к тому, чтобы признавать права на персонажи созданных в советское время мультфильмов за студией. Противостояние между авторами и «Союзмультфильмом» не было бы столь драматичным, если бы студия соблюдала три условия: выплачивала авторам положенные им 20% дохода от коллекции, остальное направляла на производство мультфильмов и развитие студии и обеспечивала бы, как того требует президент, прозрачность всего этого процесса. Но именно этого «Союзмультфильм» не делал в течение последних 25 лет.

А ведь речь идет о весьма солидных деньгах, которые приносит золотая коллекция советских мультиков. В нее входит и знаменитая трилогия «Простоквашино». Судьба коллекции неразрывно связана с судьбой отечественной мультипликации. Но эффективные менеджеры из «Союзмультфильма» и Минкультуры, видимо, считают возможным оставить творцов ни с чем, зато заграбастать побольше денег за то, что создано не ими.

В 2014-м Эдуард Успенский говорил о том, что права на образ Чебурашки на территории России принадлежат ему. «По условиям договора 1968 года правами на картину владеет «Союзмульт-фильм», а права на музыку и художественные образы принадлежат авторам». Он посетовал, что «Союзмультфильм» начал присваивать эти права, ничего авторам не оставляя». И это говорил автор, который первый в СССР начал патентовать за собой права на всех своих героев.

А уже в марте 2017-го 96-летний художник и режиссер Леонид Шварцман на вручении в Кремле премии Президента РФ «внес некий диссонанс» в торжественную атмосферу и с трибуны заявил, что «Союзмультфильм» забрал права на мультфильмы у него и его коллег. И авторские отчисления студия не выплачивает.

Позже в борьбу за «авторские» втянулись и другие мультипликаторы, попросив президента страны помочь вернуть долги. После чего «Союзмультфильм» в срочном порядке стал искать деньги на стороне. Удалось найти более 9 млн для погашения долгов примерно за два года. Всего за два...

Операция «Реанимация»

В истории сделки с «Данон» сплелись все проблемы «Союзмультфильма», копившиеся десятилетиями. Спасение студии превратилось в национальную забаву. Петиция «Спасем «Союзмультфильм»!» на сайте Change.org собрала более 77 тысяч подписей. Но кажется, что Минкультуры сделало из «Союзмультфильма» «черную дыру», в которую уходят деньги спасителей. И сделка с «Данон» легко может стать продолжением бесконечного комикса «Как украсть миллион». А точнее, 500 даноновских миллионов.

С 1936-го по 1991-й на студии «Союзмультфильм» было создано 1500 фильмов с 13 тысячами персонажей. И не менее 5% этих сокровищ можно использовать как коммерческий бренд с получением прибыли. Идея соблазнительная, в 90-х уже были желающие «отжать» у студии золотой фонд и быстро заработать. С трудом удалось избежать акционирования и искусственного банкротства. К началу 2000-х студия подошла в разрушенном виде. В 2001 году был распущен весь штат сотрудников. Художники на фоне бандитов, круживших вокруг студии, выглядели божьими одуванчиками.

Государство реанимировало «Союзмультфильм» несколько раз. Золотая коллекция давала студии постоянный источник финансирования. Надо было лишь направить денежные потоки от торговли брендами на финансирование студии. Тогда художники восстановили бы разрушенное производство. С этой целью студию несколько раз ликвидировали и создавали в новых конфигурациях. Сегодня существует примерно пять «Союзмультфильмов», находящихся в разной стадии закрытия.

В 2003 году на руинах «Союзмультфильма» создали две организации: ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» и ФГУП ТПО «Киностудия «Союзмультфильм». Первая получила права на коллекцию, а вторая должна была творить на средства, вырученные первой. Блестящий план не удался. Фильмофонд богател, а ТПО умирало. Финансовые потоки никак не хотели разворачиваться в сторону мультипликаторов.

В 2009 году Фильмофонд был преобразован в Объединенную государственную киноколлекцию (ОГК), но денег больше не стало. ТПО к этому моменту было на грани банкротства.

Сегодня известно, что ФГУП «Союзмультфильм» заключило около 50 лицензионных договоров на разные объекты золотой коллекции.

Сейчас у «Союзмультфильма» уже пятый директор с 2011 года. Эта чехарда, видимо, на руку Министерству культуры.

Один из предыдущих директоров, режиссер-постановщик Андрей Добрунов запустил в работу весьма амбициозный проект полнометражного мульта «Суворовъ», на финансирование которого была выделена немалая сумма в 139 млн рублей: два транша по 50 млн рублей поступило от Фонда кино, а 39 млн — от продажи золотой коллекции. Когда же весной 2016 года Добрунов ушел с поста директора, проверка выявила, что за два года работы «Суворовъ» готов менее чем на 15%. Вопрос, куда ушли деньги, выделенные на съемку «Суворова», остался без ответа. Примечательно, что министр культуры докладывал главе государства, что «Суворовъ» — один из самых удачных проектов «Союзмультфильма»... Как говорится, три директора сменили, а мульт и ныне там.

Когда к руководству пришел Глеб Давыдов, долг студии составлял 56 млн рублей. Минкультуры снова помогло «Союзмультфильму», выделив 97,3 млн рублей на реализацию 35 кинопроектов, 340 млн на ремонт здания на Королева и 460 млн на его переоборудование. Но с ремонтом тоже не все так просто. В 2016 году было возбуждено уголовное дело в отношении нескольких сотрудников Минкультуры, ведавших реставрационными работами нескольких крупных исторических объектов. В проектную документацию вписывались дорогие и ненужные операции, завышалась стоимость материалов. Общий ущерб, нанесенный государству, составил 167 млн рублей. Документы Евдокимова показывают, что при капремонте здания «Союзмультфильма» использовались те же коррупционные схемы. Никаких расследований по этому делу не было.

«Союзмультфильм» — это огромная дыра, способ откачки госсредств, — говорит Олег Евдокимов. — Никому не нужно, чтобы там что-то производилось..."

Мультфильмы, выпущенные студией «Союзмультфильм» в советские времена, окупили себя с лихвой, и не один раз. Безусловно, студия и дальше должна жить. Но ни в коем случае не за счет художников и авторов, создавших эти всеми любимые шедевры.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9107
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5750
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4376
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?