Нынешний "Золотой орел" отличался от предыдущих трех по всем статьям. Во-первых, как ни странно, в этом году все гости, наученные горьким опытом московских пробок, приехали строго ко времени, а потому и сама церемония стартовала почти вовремя. Во-вторых, на "Орла" явились практически все номинанты, а потому в отличие от прошлого года, когда фотографы с большим трудом отыскивали в толпе узнаваемые лица, партер изобиловал звездами, преимущественно молодыми. Ну а самым главным отличием нынешней церемонии явилось необычайно малое количество в ней великого и ужасного Никиты Сергеевича Михалкова. И если в предыдущие годы вдохновитель и организатор кинопремии правил бал, пел с казачьим хором, а на традиционном банкете принимал знаки внимания от коллег, выстраивающихся в очередь для аудиенции, то на сей раз Никита Сергеевич более чем скромно отсиделся в зале во втором ряду партера, выйдя на сцену лишь дважды - принять приз за лучшую мужскую роль и вручить "Орла" "За верность профессии" своему учителю - режиссеру Георгию Данелия. Правда, каждый второй "получант", выходя на сцену, все же считал своим долгом поблагодарить Н.С. (у каждого был на то свой личный повод). Ну а Федор Бондарчук, вскрывая конверт, дабы объявить победителя в номинации "Лучшая мужская роль", не преминул заметить, что его фаворит в данной категории не кто иной, как Михалков, хотя среди претендентов был один из актеров его собственной картины. На банкете Никита Сергеевич появился также очень скромно, без помпы, уже под занавес, когда основная масса народу схлынула и привычной "очереди к телу" образоваться просто не могло.
Также отличалась от предыдущих лет и сама церемония, которая, невзирая на большое количество номинаций, прошла достаточно динамично, выступающие в основной своей массе отличались лаконичностью, а результаты - предсказуемостью. Пожалуй, единственным моментом, вызвавшим негодование в рядах почтенной публики, явилось присуждение награды в номинации "Лучший сериал" картине "Сармат" режиссера Игоря Талпы. При выборе победителя академики, похоже, руководствовались скорее этико-психологическими мотивами, нежели профессиональными. По старой доброй традиции кинематографисты решили отдать последний долг безвременно ушедшему коллеге, отметив наградой его последнюю работу. При всем уважении к памяти режиссера голосующим при выборе победителя все-таки стоило бы проявить большую беспристрастность и профессионализм. Ведь конкурентами "Сармата" были "Штрафбат" и "Дети Арбата" - сериалы, честно говоря, более заслуживающие награды. А отдать дань памяти в конце концов можно было бы, вручив специальный приз. Также шушуканье в зале вызвало награждение Сергея Шакурова в номинации "Лучшая мужская роль на телевидении" за работу в сериале "Брежнев", поскольку его соперниками оказались Владислав Галкин с "Диверсантом" и Сергей Маковецкий с "Гибелью империи", также прекрасно сыгравшие свои роли. Зато в остальных актерских номинациях, по мнению зала, все было решено более чем справедливо.
Одной из отличительных особенностей предыдущих "орлов" было непременное участие звезд мирового кино. И перед началом очередной церемонии гости в кулуарах обсуждали, кого же в этом году пригласил Никита Сергеевич... Нескрываемое разочарование охватило присутствующих в тот момент, когда выяснилось, что суперзвезда мирового кино и друг Михалкова Роберт де Ниро, получивший почетную награду "За выдающийся вклад в развитие мирового кинематографа", на церемонию не приехал, ограничившись лишь видеопосланием.
Интересный нюанс. Во время предварительного оглашения номинаций в списке претендентов на звание лучшего игрового фильма фигурировала лента Александра Сокурова "Солнце". Однако во время церемонии его место в великолепной пятерке занял фильм "Статский советник" Филиппа Янковского (продюсер Никита Михалков). Также исчез из списка номинантов сценарист Юрий Арабов с тем же "Солнцем", замененный на его тезку Юрия Короткова, что добавило послужному списку "9 роты" восьмую номинацию. Метаморфозы...
Ну а напоследок хотелось бы затронуть тему, из года в год вызывающую массу споров и разногласий: ну не приживаются у нас оскаровские традиции. Если у них за бугром, как правило, создатель фильма, признанного лучшим, получает приз и за режиссуру, то у нас все происходит, так сказать, креативно, и триада сценарий - режиссер - картина разваливается с завидной стабильностью. Так, в прошлом году лучшим сценаристом стал Валентин Черных с картиной "Свои", лучшим режиссером - Валерий Тодоровский с "Моим сводным братом Франкенштейном", а лучшим фильмом - "72 метра" Владимира Хотиненко. В этом году ситуация оказалась еще более двусмысленной, ибо лучшей картиной стала "9 рота" Федора Бондарчука, а вот призы за лучшую режиссуру и сценарий забрали авторы картины "Космос как предчувствие" Алексей Учитель и Александр Миндадзе. То есть получается, что фильм-то лучший, а вот сценарий и режиссура не дотянули... Ситуация по меньшей мере странная с точки зрения кино, но вполне объяснимая для посвященных в нашу кинематографическую кухню. Что ж, в конце концов, как пел Окуджава, "пряников, кстати, всегда не хватает на всех"...