В четверг, 2 апреля в северной части Охотского моря затонул российский траулер «Дальний Восток». Корабль, относившийся к классу больших автономных траулеров-морозильников, потерпел крушение в 150 милях южнее Магадана и в 190 — западнее поселка Крутогоровский Камчатского края.
На борту судна находились 132 человека. 78 из них были россиянами, 54 – иностранцами: 42 гражданина Бирмы, пятеро моряков из Вануату, четверо украинцев и трое латышей.
В числе погибших - капитан и старпом
Затопление произошло настолько быстро, что экипаж даже не успел подать сигнал SOS. Тем не менее, находившиеся неподалеку суда, в основном рыболовные, довольно быстро пришли на помощь терпящим бедствие. В спасательной операции участвовали экипажи кораблей «Иван Калинин», «Виктория-1», «Алексей Чирков» и «Гранит», капитан которого взял на себя оперативное руководство операцией. Моряки с «Гранита» подняли из воды не менее 25 живых коллег с «Дальнего Востока», а также 8 тел погибших.
К семи утра по Москве стало известно, что 63 человека из числа потерпевших кораблекрушение спасены. Еще 54 – признаны погибшими. В числе последних оказались капитан и старший помощник. Еще 15 человек пока считаются пропавшими без вести. В СМИ постепенно появляются списки членов экипажа, погибших и спасенных.
Эксперты отмечают, что состояние моря в это время года таково, что вероятность того, что еще кого-то с «Дальнего Востока» удастся обнаружить живыми, близка к нулю. Те, кого удалось спасти, по словам представителей краевого управления МЧС, получили сильное переохлаждение: они долгое время пробыли в холодной воде, температура которой не превышает двух градусов тепла. О семерых выживших известно, что они находятся в крайне тяжелом состоянии и даже не могут назвать своих данных.
По стопам «Титаника»?
Что же случилось с «Дальним Востоком»? В этом в ближайшее время предстоит разбираться следователям: Сахалинский следственный отдел на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР возбудил уголовное дело по факту катастрофы, повлекшей человеческие жертвы.
Первой из озвученных стала версия о том, что траулер мог затонуть из-за столкновения со льдом. Северная часть Охотского моря в это время года замерзает, и льдина достаточных размеров, отколовшись и дрейфуя на пути корабля, вполне могла пустить его на дно.
Есть и другая версия, которую рассказали журналистам источники в руководстве компании-судовладельца - ООО «Магеллан». Дело могло быть в ошибке экипажа при выборке трала – невода с рыбой, который в случае хорошего улова весит от 80 до 100 тонн.
«Они приняли на борт трал, полный трал скатился по палубе, придал судну сильный крен, и оно совершило опрокидывание», - пояснил представитель компании.
Источник утверждает, что траулер был технически исправен, экипаж практически каждый день выходил на связь. «Во время последнего раза ни о каких технических проблемах экипаж корабля не сообщал», - подчеркнули в компании. О 48-летнем капитане судна, Александре Притоцком, известно, что он был одним из рекордсменов по вылову рыбы и считался одним из лучших капитанов Дальнего Востока. «Но одна из проблем в нашем деле — капитаны в азарте стремятся и пытаются рисковать», — отметил представитель ООО «Магеллан».
Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что в качестве основной следователи пока все-таки рассматривают версию столкновения с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения.
К этой же версии склоняется и президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский. «Эти пароходы достаточно устойчивые для того, чтобы не утонуть от выборки трала, даже если там была какая-то ошибочная вещь произведена, - отметил он в разговоре с журналистами. – А вот столкновение с льдиной – это вещь достаточно распространенная, вполне реальная и по сезону, и по месту нахождения судна, и посадка, на которой ловят вообще в нашем регионе».
Что касается трагической быстроты затопления, то «Дальний Восток» в этом отношении не одинок, - напомнили эксперты. В 1986 году в Черном море затонул теплоход «Адмирал Нахимов». Погибли 423 пассажира. Огромное судно, доставшееся Советскому Союзу по репарации от Германии, ушло ко дну за 8 минут.