04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОБЗОН ЗАПЕЛ В КЛЕТКЕ С ТИГРОМ

Ивойлова Ирина
Опубликовано 01:01 02 Июля 2003г.
Известный дрессировщик, народный артист России Мстислав Запашный, который предложил певцу этот рискованный номер, недавно возглавил компанию "Росгосцирк". Как вернуть зрителей в цирк, не собирается ли Олег Попов обратно в Россию, что общего между тигром и зеброй, права ли пословица "Сколько волка ни корми... " - об этом и многом другом он делился своими соображениями с корреспондентом "Труда".

- Мстислав Михайлович, российское цирковое хозяйство в упадке: реквизит не обновлялся десятилетиями, здания цирков во многих городах полуразрушены, зрители потеряли интерес к представлениям, залы заполняются в среднем лишь на 40 процентов. Только за последние шесть лет сменилось три руководителя компании. Вы - четвертый. С чего начнете?
- На моей памяти я - 13-й. Для меня это счастливое число. 13 метров - диаметр манежа, и вся моя жизнь прошла на нем. А начну я с повышения зарплаты артистам. Уже в следующем году увеличим всем оклады на 50 процентов. Сегодня средний заработок в цирке 40 долларов в месяц. За эти деньги надо выступить 24 раза и столько же еще ежедневно репетировать, тренироваться, причем некоторым - постоянно рискуя жизнью. Но полуторная прибавка - только начало. По моему убеждению, гимнасты, дрессировщики хищников, лошадей, обезьян (это очень коварные животные, они могут внезапно кинуться и выцарапать глаза) должны получать по крайней мере 60 долларов за спектакль. И эти деньги мы сумеем найти. Я пришел в "Росгосцирк" с программой развития, которая предусматривает переход на региональную систему работы цирков. В скором будущем в некоторых крупных городах появятся, скажем так, "цирки-матки". На их базе будут создаваться целые программы с профессиональными номерами, с участием эстрадных звезд, хорошим светом, музыкой, реквизитом. Директорам цирков мы предложим покупать через биржу эти спектакли и поможем перевозить их в течение двух лет по другим манежам региона. Это позволит сэкономить деньги на транспортных расходах, реквизите и привлечь хороших артистов в глубинку. Предусмотрено более активное рекламное сотрудничество со СМИ. Сегодня циркам очень не хватает рекламы, я не видел еще ни одного телевизионного ролика, где была бы информация: "Смотрите в цирках России... " Зато с утра до ночи рекламируются группы "Руку вывихнуло", "Ногу свело" и им подобные.
- А чего удивляться? Кто платит за эфирное время - того и рекламируют.
- Циркам тоже надо активнее рекламировать себя: есть деньги - снимать ролик, нет - можно найти и иные способы заявить о себе. Например, по-новому, нетрадиционно ставить цирковые спектакли. У меня такой опыт уже есть. В Сочи мы делали программу "Песни и цирк", пригласили Иосифа Кобзона участвовать в представлениях - петь в клетке с тигром. И каждый вечер был аншлаг...
- Ваш эксперимент, конечно, впечатляет. Только вот возникает вопрос: кто в стране будет выступать в таких грандиозных шоу? Многие хорошие цирковые артисты давно за границей, а ваше училище влачит жалкое существование, сидит на голодном пайке.
- Ситуация с кадрами действительно сложная. И "Росгосцирк", и Московский цирк Никулина помогают училищу, чем могут, но оно принадлежит Министерству культуры, а у того денег на достойное финансирование нет. Студенты получают мизерную стипендию, преподаватели - копеечную зарплату. Ради куска хлеба ребята уже со второго курса работают над теми номерами, которые можно показывать в казино и ресторане, что идет в ущерб профессионализму. Ведь цирку нужны многожанровые артисты. Но осуждать молодежь мне все же трудно. Допустим, приходит молодой артист на работу после училища, научился делать сальто в полете, сальто-мортале с подкидной доски, а получает за эти сложнейшие трюки три тысячи рублей. На что ему жить, кормить семью, как помогать родителям? Нужна иная система оплаты: сделал такой-то трюк - получи столько-то. Усложнил программу - прибавка к зарплате.
- А каковы перспективы дрессуры, ведь под давлением движения "зеленых", протестующих, как Брижит Бардо, против жестокости, редкие или исчезающие виды животных уже запрещено продавать циркам?
- Основа любого европейского цирка, в том числе и российского, - братья наши меньшие. Другое дело, что у нас они работают, а за границей в основном идет демонстрация животных. Заявления различных партий "зеленых" о побоях и издевательствах над ними - чушь. Животное, как и человек, привыкает к работе, скучает без нее. Моя жена Ирина со своими морскими львами целуется и никогда палку в руки не берет. У меня есть тигр Батыр, ему три года. До вольера еще 50 метров, а он уже видит меня, слышит: "Батырчик!" и отвечает: "Фр-фр... ", ему хочется пообщаться, он дает почесать себе шейку, ушко, рад выполнить любую команду. Другая тигрица, ей два года, вообще ведет себя как собака, ищет глазами, что бы такое сделать, чтобы заслужить мое одобрение. Если я работаю с другим животным, у нее в глазах укор: "Почему не взял меня?". А моя слониха Ранечка? Я спал в слоновнике три месяца, чтобы она перестала бояться людей.
- Вы с такими горящими глазами все это рассказываете, а я хочу напомнить вам о травматизме в цирке. Возьмите канатоходку Лариту Магомедову, которая упала из-под купола, дрессировщицу Таисию Корнилову - ее чуть не убила слониха, был несчастный случай у Натальи Дуровой, когда слон напал на ее помощника. А как печально закончились гастроли дрессировщика львов, который выводил их на манеж без клетки!..
- Вы правы, в цирковом искусстве есть элемент риска. Я сам падал в Японии с 18-метровой высоты, в результате - 12 переломов. И тигр на меня тоже нападал. Как ни банально, все травмы - от невнимания. Если ты каждый день выходишь на манеж, потерять бдительность, концентрацию довольно легко. Консерватизм в искусстве - страшная вещь. Вот чем, скажем, театр отличается от цирка? Сегодня театральный артист играет одну роль, завтра - другую, а акробат сделал номер и работает с ним 20 - 30 лет. Изо дня в день! Естественно, в какой-то момент притупляется внимание, чуть расслабился, неправильно упал в сетку - и готово, перелом. У дрессировщиков, бывает, исчезает чувство границы: прошел мимо клетки чуть ближе к зверю, а он когтем подцепил. Припоминаю еще один трагический случай, когда медведь таким образом задел артисту сонную артерию...
- Газеты писали, что "Росгосцирк" недавно купил чуть ли не стаю пингвинов. Зачем так много?
- Не стаю, а всего 12 штук на 60 тысяч рублей. С пингвинами, кстати, прекрасно работает известный клоун Май - Борис Майхровский.
- Так, говорят же, что они дрессировке не поддаются.
- Все поддаются! Кроме женщин.
- Супруга Ирина тоже? Неужели не справились?
- Это она меня дрессирует, она ведь такой мастер - у нее пять морских львов! Причем два появились в неволе, что для цирка большая редкость.
- А почему дрессировщики не работают с волками, или эти хищники -еще одно исключение?
- Волки в цирке выступали. Они, к сожалению, на манеже выглядят не очень эффектно, поэтому дрессировщики их не хотят брать. Кстати, лет 200 назад считалось, что дрессировке не поддаются кошки. В 1812 году один француз бросил вызов устоявшемуся мнению и подготовил номер с 13 котами, но весной они кинулись на него и серьезно порвали. Сложно работать с зебрами, есть такие, что хуже тигра. К ним не подойдешь - брыкаются, кусаются.
- Наши коверные - Карандаш (Михаил Румянцев), Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров прославили Россию. Но, как говорится, иных уж нет, а те далече. Есть ли сегодня талантливые артисты в этом цирковом жанре?
- Не так много, как хотелось бы. Да и они выбрали легкий путь, выходят на манеж, как в старом американском цирке, - с закрашенными лицами. А вы вспомните, как работали те? Практически без маски: нос чуть подкрашен, брюки немного короче, броская кепка. Клоуны выглядели почти как обычные люди на улице, но каждый при этом имел свое лицо. Припоминаю, что в одном из пятилетних планов на полном серьезе было записано: "Создать за пятилетку клоуна типа Карандаша". Увы, это невозможно. Таких больше не будет.
- Олег Попов не надумал вернуться из Германии?
- Я специально ездил к нему, приглашал выступить хотя бы в Москве. Он мне на это ответил: "Мы с тобой в цирке вроде генералов - работаем по полвека, оба - народные артисты, а почему пенсия у нас, как у рядовых? Не хочу на старости лет выступать в переходах метро". Но я надежды не теряю, пускаю в ход все аргументы. Как Штирлиц в известном анекдоте. Знаете? Вызывают Исаева после войны на Лубянку, говорят: "А вы, товарищ, все-таки с Мюллером на дружеской ноге были. Вот фотография, где он вас приветствует, и вы тут же - с поднятой рукой". - "Все было не так: входит Мюллер, поднял руку: "Хайль Гитлер!", а я ему: "Подождите!"


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников