07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АКТЕР РАЗБУЖЕННОЙ СОВЕСТИ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 02 Сентября 2004г.
Он трижды пытался поступить в ГИТИС, но ему неизменно отказывали "ввиду профнепригодности". Однако в историю мирового кинематографа вошел с первой же роли. В 1966 году никому не известный провинциальный актер создал в картине молодого Тарковского "Андрей Рублев" сложнейший образ терзаемого противоречиями великого древнерусского иконописца.

- Вокруг утверждения на главную роль было много интриг, - рассказал "Труду" консультант фильма, известный реставратор Савва ЯМЩИКОВ. - Пробовались Владимир Высоцкий, Станислав Любшин, Иннокентий Смоктуновский... Однажды Тарковский разложил передо мной фотографии двух десятков актеров, загримированных "под Рублева", и попросил выбрать. Я указал на карточку Толи Солоницына. "И мне он по душе!" - согласился Андрей. Не стану рассказывать, каких усилий стоило Тарковскому отстоять перед худсоветом "Мосфильма" кандидатуру тогда еще никому не известного театрального актера из Свердловска. Приведу один пример их совместной работы. Как это часто бывает в кино, первой снимали последнюю новеллу "Колокол". Там Рублев держал обет молчания, но в финале заговорил сиплым, атрофированным голосом. Тарковский, любивший все подлинное, запретил Солоницыну в течение трех подготовительных месяцев разговаривать. Толя ему так верил, что и в мыслях не допускал ослушаться. С нами общался жестами и мычанием, казалось, за это время он вообще разучился говорить. Я тогда взялся Толю опекать, водил по музеям. Он был очень любознательным человеком, буквально впитывающим в себя культуру. Отпустил волосы, и где бы мы ни появлялись, всюду окружающие принимали его за монаха.
Работа над фильмом не только изменила жизнь Анатолия Солоницына (настоящее имя Отто, назван отцом в честь полярника Отто Юльевича Шмидта), но и оказала на него сильное нравственное влияние. Актера перестала удовлетворять театральная жизнь. "Двуликость людей театра невыносима, - пишет он в дневнике. - Говорят одно, делают другое. Врут друг другу и самим себе. В театре бытует выражение - "завоевать положение". Завоевать! Положение! Сколько мерзости в этих двух словах, влезших в искусство с черного хода! Я пришел в театр не завоевывать, а работать, творить... Я - романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю".
Настоящей отдушиной для Солоницына стала работа в кино (46 ролей). Его герои - люди вдумчивые, углубленные в себя, переживающие душевные страдания, за что критики прозвали Солоницына "актером разбуженной совести". Однажды увидев, зритель уже не мог забыть его в картинах "В огне брода нет" Глеба Панфилова, "Свой среди чужих, чужой среди своих" Никиты Михалкова, "Проверка на дорогах" Алексея Германа, "Восхождение" Ларисы Шепитько, "Легенда о Тиле" Александра Алова и Владимира Наумова, "Из жизни отдыхающих" Николая Губенко, "Остановился поезд" Вадима Абдрашитова...
Однако в историю кинематографа Солоницын навсегда вписан как "любимый актер Тарковского", который снял Анатолия Алексеевича во всех своих (после "Андрея Рублева") российских фильмах: "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер". А для Солоницына Тарковский стал Главным Режиссером, ради которого актер был готов на любые жертвы. Так, чтобы сыграть роль Достоевского в телепостановке "Идиота" (не состоявшейся), Анатолий Алексеевич собирался даже сделать пластическую операцию. Тарковский ужаснулся: "С ума сошел, ты же потом больше не сможешь ничего сыграть, с лицом-то Федора Михайловича!" На что актер ответил: "Зачем мне тогда кого-то еще играть?" Мечта Солоницына сбылась лишь за два года до смерти. В картине Александра Зархи "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" актер создал образ писателя, работающего над романом "Игрок", и получил единственную прижизненную награду - "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале.
Личная жизнь Анатолия Солоницына не сложилась. "Женщины любили меня не больше трех месяцев", - горько шутил актер. От разных браков у него остались дочь Лариса и сын Алексей. Несмотря на мировую славу, получить звание заслуженного артиста РСФСР и обзавестись своим жильем ему удалось, уже будучи неизлечимо больным. Он умер от рака легких в 47 лет полунищим в Москве. Спустя четыре года в Париже такая же участь постигла Андрея Тарковского. Судьба их связала даже в смерти.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников