Главная Культура 13:26 02 Октября 2014 1290
«Наш оркестр стоил 63 копейки»

 Главный дирижер российского кино и его оркестр вместе справляют свои юбилеи

Виктория Ляховец

Государственному симфоническому оркестру кинематографии сегодня исполняется 75 лет, Сергею Скрпике через два дня – 65 лет. Под его дирижерскую палочку летал «Мохнатый шмель», Людка Калугина из «Служебного романа» впервые влюбилась, а робкий интеллигент Андрей Бузыкин в «Осеннем марафоне» все никак не мог сказать правду самому себе. Каково это, управлять не только оркестром, но и эмоциями людей, - об этом Скрипка рассказал корреспонденту «Труда».

-- Сергей Иванович, вы пришли в оркестр в 1977 году. Почему внештатным дирижером?

-- Когда я впервые появился в оркестре, в штате там было семь дирижеров и около 150 музыкантов, которые могли работать сразу в трех местах: два полных симфонических состава плюс камерный ансамбль. Несмотря на это, киностудии неделями стояли к нам в очереди, ждали записи. Так вот, у этих штатных дирижеров были лимиты – 80 минут записи в месяц. И ни минутой больше. Они свои 960 годовых минут могли исчерпать за пару-тройку месяцев – потом сидеть и ничего не делать. И тут выходил я весь в белом, не связанный никакими минутами… Особенно в конце года на меня большой спрос был (смеется).

-- Тогда было семь дирижеров, сейчас – вы один…

-- Да, работы, к сожалению не очень много. Я мог бы еще столько же делать… Все разговоры, что киноискусство возрождается – пока именно разговоры. Ведь недаром говорится – кинопроизводство. Да, кино – производственный процесс, завязанный на массе всяких смежников. Что касается нашей области: существовал институт музыкальных редакторов. Они представляли, какой композитор нужен, заказывали музыку, композитор играл эскизы, режиссер говорил: «Это же полная чушь!». А редактор тихо композитору: «Вот здесь так, а здесь так». Композитор играл практически то же самое, режиссер: «Ну вот, совсем другое дело!».

-- Режиссеры - такие… наивные?

-- (смеется) 90 процентов режиссеров… Ну ладно, 80 – ничего не понимают в музыке. Не может человек быть равновелик во всех областях. Это почти нереально. Для этого и были музыкальные редактора. Я работал с великим редактором Раисой Александровной Лукиной. А была еще Минна Яковлевна Бланк. У каждой – свой круг композиторов. И не дай бог кто-то из них сделает фильм с другим редактором. Измена! Обида! Они знали возможности всех исполнителей. В «Маленьких трагедиях» Швейцера – помните, там феноменальная песня Мэри, и голос такой… мертвый: Валя Игнатьева. Где ее Раиса Александровна нашла?.. И Валентину Пономареву в «Жестокий романс» она привела.

Кстати, один великий режиссер, с которым я работал, начиная с фильма «Гараж», любил повторять: «Я ничего не понимаю в музыке». Хотя снял и «Карнавальную ночь», и «Жестокий романс»… А Георгий Данелия, напротив, лезет в каждую ноту, ну в каждую. Когда мы «Кин-дза-дзу» записывали, Гия Канчели не выдержал: «Я не понимаю, что этот шакал от меня хочет – разбирайтесь сами». Это надо знать Канчели – совершенное спокойствие. Но вообще с Данелией работать – это такое счастье! Он уникум. Слушает, что ему говорят, и делает все наоборот. Во всяком случае, на недавнем мульте «Кин-дза-дза» (мы ее записывали) так было, и получился фильм!.. А есть режиссеры, которые вообще на запись не приходят. Многие молодые сейчас так делают. Правда, есть и исключения. Например, Сергей Урсуляк. Хотя какой он молодой – еще старая школа. А еще – Николай Лебедев. Удивительный, тонкий человек. Я с ним работал и на «Звезде», и на «Волкодаве», и на «Легенде № 17».

-- Принято считать, что без музыки кино нет.

-- Любой подход имеет право на жизнь. Вот был такой режиссер Райзман. У него одна нота – вибрафон ударил в начале титров – и всё. А фильмы снимал выдающиеся! Или Коппола с его «Апокалипсисом». Как у него решен эффект, который нас всех в свое время убил! Идет фильм, какие-то звуки странные – папа его, Копполы, чего-то там набросал на синтезаторе. Идут герои по джунглям, звучит какая-то мерзость… А потом, когда вертолеты летят и все живое поливают свинцом – с экрана обрушивается роскошный симфонический Вагнер в тогда еще новой системе «долби». Дыхание перехватывает! А нынче мы включаем телеэвизор и слушаем без конца пластмассовую музыку. Приглашается якобы композитор, и ему говорят: сделай, как в «Скорой помощи»… И вот у нас из каждого утюга «Скорая помощь». Я знаю одного звукорежиссера, он просто вырезал разные куски, давал композитору: сделай вот так. Фильм вышел. Когда спросили, кто автор музыки, он сказал: «Союз композиторов».

-- Режиссеры – понятно. А композиторы?

-- Все разные! Геннадий Гладков – очень требователен, Андрей Петров – о-о-очень интеллигентный был. Спрашиваешь: «Как вам, вот здесь вроде что-то не так». А он: «Нет-нет, все нормально». Отказать ему было невозможно. А Эдуарду Артемьеву с Никитой Михалковым – им вообще никто не нужен, ни музыкальный редактор, ни дирижер (смеется). Гладков, Петров, Артемьев – это золотой фонд. И где, спрашиваю, ваш нынешний «союз композиторов»?.. Есть, конечно, хорошая молодежь – Айги, Васильев, Шелыгин. Еще несколько имен могу назвать. Может, просто еще не прислонились к своему режиссеру.

-- Принцип записи в кино советском и зарубежном отличался?

-- Очень. У нас оркестр стоил заказчику 63 копейки в час. Принесет режиссер готовый материал, а там, где было 5 минут, стало 2, где полминуты – полторы. Вот мы прямо в студии – здесь повторим, здесь сократим. Записали один номер за смену – ну и ладно: все равно 63 копейки! В западном кино такого не было. Все ноты уже «уложены» специальным человеком до записи, расставлены клики…

-- Это что?

-- Это как метроном: здесь герои побежали, здесь взрыв, здесь поцелуй. Сейчас мы тоже так работаем, это легче. Хотя кто его знает, как лучше. Все наши великие фильмы были записаны без кликов.

-- Да и вы с оркестром уже девятый сезон ведете абонемент «Музыка в кино» в зале им. Чайковского без всяких кликов, и билеты спрашивают от метро. Что будет в этом сезоне?

-- Во-первых, 3 октября наш юбилейный вечер: 90 лет оркестру. Много наших друзей придет. Будут вечера, посвященные Татьяне Пельтцер, к 80-летию Геннадия Гладкова, музыка Голливуда, уже прошел вечер Татьяны Лиозновой. Еще очень жду 23 апреля – программу «Поговорим о любви». Такой киноконцерт, но пока рассказывать о его секретах не буду. В Олимпийской деревне новый для нас зал будем осваивать, дадим три концерта нового абонемента «Параллели: композитор – режиссер». Например, Рота и Феллини, Рязанов и Петров. Отделение – наши, отделение – западные.

-- Что вас связывает с городом Жуковский?

-- Все. Я там оркестром руковожу с 1975 года. Почетный гражданин города… Начал еще студентом консерватории. Раньше во многих подмосковных городах были симфонические оркестры. Вот и в Жуковском в 60-е построили очень симпатичный Дворец культуры, с хорошей акустикой, и подумали – почему не быть своему оркестру: город интеллигентный – авиастроители, ракетчики. Потом в большинстве таких городов оркестры исчезли, а Жуковский его сохранил.

-- Возвращаясь к оркестру кинематографии. Говорят, ваши музыканты могут любую музыку играть с листа, без репетиций.

-- Да, мы такая пожарная команда: рукава, брандспойты – все носим с собой. Можем играть в любом жанре.

-- Как отбираете людей?

-- Ну, опыт уже какой-то есть, могу человека сразу раскусить. Не всех, разумеется – иначе работал бы в другом месте – разведчиков отбирал.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3345
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3246
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3105
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?