Банк России намерен ввести правило, согласно которому банки будут обязаны в полном объеме возвращать клиентам суммы, похищенные мошенниками. Правило будет касаться тех банков, которые не выполнят рекомендации ЦБ в отношении внутренних бизнес-процессов. Об этом в четверг, 3 февраля сообщил в ходе своего выступления на «Инфофоруме» директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.
«Первое, что мы предложили сделать – это изменить механизм возврата похищенных средств. Для случаев, когда банк плательщика не учел нашу информацию в своих бизнес-процессах, а человек передал свои финансовые личные данные под влиянием злоумышленников, нами был предложен вариант возврата клиенту всей похищенной суммы», - пояснил Уваров.
Согласно действующим в настоящее время правилам, клиент может требовать от банка полного возмещения потерь только в случаях, если он сам не передавал мошенникам банковские сведения – такие, как СМС-код, номер платежной карты и другие.
Однако подавляющее большинство хищений производятся с применением мер психологического манипулирования, в результате которых жертвы не только выдают злоумышленникам конфиденциальную информацию, но и самостоятельно перечисляют средства на счета преступников.
По данным ЦБ, за девять месяцев 2021 года мошенники похитили у клиентов российских банков около девяти миллиардов рублей. Это на 33% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом доля возвращенных клиентам средств чрезвычайно мала: за третий квартал она составила 7,7% от суммы похищенного.