ЧТОБЫ ЖИТЬ ХОРОШО, НАДО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

- Александр Геннадьевич, для всех заявление губернатора Лебедя об объединении Красноярского

- Александр Геннадьевич, для всех заявление губернатора Лебедя об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в единый субъект Федерации стало неожиданностью. Для вас это тоже новость или Александр Иванович предварительно обсудил эту идею с вами и губернатором Эвенкии?
- Новостью в полном смысле эта идея для меня не явилась. Буквально накануне я направил Александру Ивановичу письмо, где предлагал в тесном сотрудничестве приступить к развитию интеграционных процессов в масштабах всего Красноярского края. Прекрасно, что это предложение нашло поддержку у губернатора. Я тем более рад, что Лебедь наконец пришел к пониманию необходимости диалога между властями субъектов Федерации, входящими в состав Красноярского края.
Но заявление красноярского губернатора стало для меня неожиданным в той части, что он уже дает какие-то поручения о подготовке предложений по созданию единого субъекта, предварительно не обсудив это ни со мной, ни с руководителем Эвенкии Борисом Николаевичем Золотаревым, ни с законодательными властями. Этот подход мне не совсем понятен.
- А какова предлагаемая вами логика действий?
- Первым необходимым шагом в процессе объединения, по моему мнению, является создание механизма выработки решений, который гарантировал бы равные права и учитывал интересы всех участников объединения. Дело в том, что этот процесс касается исполнительной и законодательной властей и Красноярского края, и Таймыра, и Эвенкии, а также затрагивает интересы хозяйствующих субъектов регионов.
Одновременно в крае необходимо проводить активную работу по выходу из тяжелого социально-экономического кризиса. Сегодня ситуация здесь очень сложная: уже целый квартал край живет без принятого бюджета, забастовки и акции протеста становятся все более массовыми, растут долги по зарплате, в том числе и перед работниками бюджетной сферы. На таком фундаменте строить новый единый дом было бы ошибкой. Поэтому я предложил Александру Ивановичу наш норильский опыт по антикризисному управлению. Я считал и считаю, что Таймыр является составной частью Красноярского края, и мы все несем ответственность за его будущее.
- Создание единого субъекта Федерации предполагает изменение Конституции. Не так ли?
- Здесь возникает другой вопрос: захотят ли жители наших регионов объединяться? Процесс создания нового субъекта РФ предполагает проведение референдумов среди жителей Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. У меня есть сомнение, что в сегодняшней ситуации, когда край стал дотационным, на фоне роста долгов по заработной плате и проблем с наполнением краевого бюджета идея объединения вызовет энтузиазм у населения Таймыра. В округе сейчас сохраняется социальная стабильность, а уровень жизни населения выше, чем в Красноярском крае. Проблем с бюджетом не возникает, он принят еще в конце прошлого года, хотя "Норильский никель", крупнейший налогоплательщик и в округе, и в крае, снизил сумму отчислений не только в бюджет Красноярского края, но и в окружную казну. Кстати, несмотря на то, что Таймыр по промышленному потенциалу нельзя сравнивать с Красноярским краем, где развиты алюминиевое производство, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работают предприятия машиностроения, производства товаров широкого потребления, доля "Норильского никеля" в доходах окружного бюджета ниже, чем в бюджете края. Поэтому мы менее зависимы от мировых цен на металлы и налоговых отчислений компании.
Аналогичные опасения есть и у губернатора Эвенкии. Борис Золотарев возглавляет трудный регион и сейчас занимается реформированием многих областей деятельности в своем округе. В наших беседах он высказывал убеждение, что необходимо решить острые социально-экономические проблемы и в Красноярском крае, и в Эвенкии, и лишь после предлагать людям объединяться.
- То есть вы считаете, что объединительный процесс нужно отложить до решения социально-экономических проблем?
- Нет, процесс уже нужно запускать. Но поймите, это вопрос не одного месяца и даже не одного года. Создание нового субъекта Российской Федерации, согласно действующему законодательству, - процедура длительная, сложная и дорогостоящая. Она потребует проведения новых выборов всех ветвей власти, приведения в соответствие региональных законов, структурных преобразований федеральных территориальных органов власти.
Представьте, сегодня есть три губернатора, три законодательных органа, три управления внутренних дел. Три комитета природных ресурсов и так далее. Что с ними будет после объединения? Как они будут друг другу подчиняться? Это нужно очень тщательно проработать заранее. А что делать с местными законами? Условия жизни за Полярным кругом и на юге Красноярского края очень отличаются друг от друга, и законодательная база, естественно, разная. Ее нужно будет приводить к единому знаменателю.
Кроме всего прочего, нужно будет найти источники финансирования для проведения объединения. Потребуется очень много средств на целый список мероприятий - от проведения референдумов и выборов до печатания новых карт и бланков документов.
Одним словом, задача требует очень тщательной проработки. Поэтому уже сейчас следует начинать подготовительный этап, который предполагает создание механизмов принятия решений, формирование рабочих групп по изучению и подготовке этих вопросов. Я готов принимать в этой работе личное участие, представить для изучения свои наработки, привлечь необходимых специалистов.
Параллельно с подготовительной работой в рамках объединительного процесса нужно предпринимать активные действия по преодолению экономических проблем в Красноярском крае и стабилизации социально-экономической ситуации в регионе. Для этого я предложил Александру Ивановичу Лебедю создать антикризисную группу под руководством губернаторов Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, которая возьмет на себя разработку программы неотложных действий в этом направлении. Следующий шаг - образование постоянного экспертного совета с участием представителей Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа.
В итоге, по моему мнению, мы должны выйти на договор об основах взаимоотношений Таймыра, Эвенкии и края. В этом документе особое внимание нужно уделить правовому регулированию межбюджетных отношений и реализации совместных экономических программ.
- Складывается впечатление, что Лебедь, говоря о создании единого субъекта, делает упор на политическую составляющую, а вы - на экономическую?
- Нельзя только политическими шагами решить вопрос наполняемости бюджета, межбюджетных отношений, погашения долгов по зарплате. Даже если бы единый субъект появился завтра, все равно Таймыру, Эвенкии и другим его составным частям нужны были бы прозрачные и понятные правила игры, порядок распределения средств между бюджетами. Все равно придется искать пути наполнения бюджета региона, возрождения промышленности... Поэтому работа в сфере экономики необходима. Но и без политической воли всех участников процесса этого вопроса не решить. Поэтому я стремлюсь наладить работу в тесном взаимодействии с губернаторами Лебедем и Золотаревым, чтобы наши знания и опыт способствовали экономическому возрождению региона, росту уровня жизни населения, укреплению российской государственности.

Комментарии для сайта Cackle
Конкурс на лучшее применение мавзолею Ленина, объявленный Союзом архитекторов, пришлось закрыть через два дня из-за шквала негатива.