Главная Культура 00:25 03 Апреля 2013 215
На сцене Большого появились биде и кухонные плиты

Балетный фестиваль «Век «Весны священной» - век модернизма» начался в Большом театре

Сергей Бирюков

В Большом театре отметили приход весны – в прямом и переносном смысле: здесь стартовал международный балетный фестиваль «Век «Весны священной» – век модернизма», посвященный 100-летию самого знаменитого совместного творения композитора Игоря Стравинского и балетного гения Вацлава Нижинского. Для обозревателя «Труда» главной радостью стало то, что балетный коллектив ГАБТа, по сути, впервые после январского скандала с нападением на его художественного руководителя Сергея Филина напомнил: он способен поставлять и творческие новости.

Фестиваль открылся премьерами двух одноактных балетов, первую из которых можно назвать исторической: впервые Большой обратился к хореографии выдающегося шведского мастера Матса Эка, чья «Кармен» с босоногой танцовщицей Аной Лагуной стала в начале 90-х сенсацией не меньшей, чем за четверть века до того «Кармен-сюита» Альберто Алонсо с Майей Плисецкой. Сейчас Эк перенес на московскую сцену свой спектакль Appartement, сочиненный в 2000 году для  Парижской оперы. Для русской версии название перевели, хотя для нас замена «Апартаментов» на «Квартиру» несет и дополнительный смысл: сразу вспоминается булгаковский квартирный вопрос... Впрочем, в спектакле, при всей несентиментальности Эка, все же больше французского шарма, чем русской суровости. Да, его герои проявляют себя в ситуациях вокруг самых приземленных предметов, вроде кухонной плиты или даже биде, но ими движет любовь. Эк тут, не в пример большинству своих современных коллег, не скрывается за панцирем тотальной насмешки, его танец всегда ясен – как по смыслу, так и рисунку. И даже там, где элемент иронии присутствует – например, в эпизоде «Странная игра», когда героиня то ласкает своего партнера, то щекотно подтыкивает пальцем в живот, или в «Вальсе», где танцующие пары довольно активно выясняют отношения – очевидно: это любя. Тем более цветет это прекрасное чувство в эпизодах «Плита», где герои, забыв о дымящихся конфорках, увлечены красивыми поддержками, а также в самом трогательном номере «Дверь», где девушка настолько откровенно хочет принадлежать своему избраннику, что это выглядело бы пошло, если бы не было так искренно. Добавим крепкий дух совместной работы, когда на сцене нет разделения на звезд и фон, и все, включая прим Диану Вишневу и Марию Александрову, одинаково увлеченно работают на ансамбль, выдавая коллективную акробатику с пылесосами или массовый уличный танец. Привносит шарм и Flashquartet – шведский струнно-электронный ансамбль, обеспечивший спектакль чудесными лирическими мелодиями и веселыми ритмами.

Вечер с такой премьерой уже можно считать удачным, но предстоял еще второй спектакль. Тут вновь придется вспомнить о нападении на Филина. Дело в том, что «Весну священную»  к открытию фестиваля в честь столетия легендарного балета должен был ставить британский хореограф Уэйн Макгрегор. Но узнав о случившемся в театре ЧП, он отменил постановку – по крайней мере до возвращения Филина в строй. Выручить ГАБТ и его фестиваль согласилась  екатеринбурский хореограф, глава известной уральской трупы «Провинциальные танцы» Татьяна Баганова. О том, в какой жесткой спешке приходилось выстраивать спектакль, говорит хотя бы ее интервью в буклете фестиваля: текст датирован 15 марта, и в нем Татьяна признается, что только приступает к сочинению финала – самого сложного номера.
Очевидно, что работу Багановой нельзя оценивать по столь же высоким меркам, как труд Эка. Возможно, если бы у нее было больше времени на подготовку, спектакль не произвел бы (по крайней мере на автора этих строк) такого впечатления клочковатости и надуманности. Сама по себе идея Багановой сделать центральным мотивом поиски воды не вызывает возражений – она вполне в духе сюжета и музыки Стравинского. Отдельные моменты пластики, основанной на противопоставлении двух групп – семи женщин и семи мужчин, – достаточно выразительны и даже красивы (например, эпизод в конце, когда женщины скидывают с себя надоевшие мрачные хитоны, а мужчины – столь же мрачные куртки).

Интересны некоторые придумки дизайнера Александра Шишкина, превратившего сцену в громадную неряшливую раковину с гигантским заскорузлым краном, из которого явно давно не лилось никакой воды.

Но что означает громадный зеленый стратостат в начале, по которому отчаянно лупит кулаком один из персонажей, в то время как другой, с пугающе-марсианским обликом, показывает ему, что внутри стратостата ничего нет? Что за красные пронумерованные бугры разбросаны по сцене? Почему некоторые из персонажей залезают в эти бугры головами и носят наподобие шляп? Что за верстак с красной лампой-спиралью спускается с колосников, а потом возносится обратно? Почему мужчины вдруг надевают на головы шлемы-маски отвратительного пиявочного вида, а на женщин сверху спускаются какие-то метелки, после чего имитируется повешение этих бедных женщин? Хотя все они в конце концов остаются живыми, собираются в большом черном корыте, и на них, вместе с их мужчинами, проливается живительный дождь (пожалуй, единственный ясный момент спектакля, хотя сильно оригинальным его не назовешь).

Но весь этот сюрреализм деталей, думаю, не так бы травмировал восприятие, будь они нанизаны на столь же внятный, как у Эка, танец. Хореографическая драматургия Багановой показалась слишком аморфной, вот в чем главная беда. К тому же оркестр Большого театра под управлением Павла Клиничева играл классическое произведение настолько коряво, будто впервые видел эту партитуру.

Может быть, стоило бы рассматривать этот вариант как предварительный, а для последующих исполнений подготовить новую редакцию? Впрочем, я не учел важного обстоятельства: вдруг Багановой ее нынешняя работа вполне нравится? Ну, тогда порадуемся за нее – но не за артистов и публику.

Напоследок все же о приятном: в течение апреля на сцене Большого нам покажут «Весну священную» в исполнении Балета Мориса Бежара, Театра танца Пины Бауш и Финского национального балета, причем в последнем случае это будет историческая хореография Нижинского.

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 5793
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 4681
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4497
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4093
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4020
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?