20 февраля 2017г.
МОСКВА 
1...3°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.63   € 61.45
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГАЛИНА КАРЕЛОВА: ХОЧЕТСЯ ПОМОЧЬ ВСЕМ И СРАЗУ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 03 Июля 2003г.
Гость нашей редакции - Галина Николаевна КАРЕЛОВА, новый вице-премьер правительства по социальным вопросам. На этом посту она работает третий месяц. Говорит, что многие наши социальные "болячки": беспризорность детей, обездоленность стариков, разрушенные семьи, пьянство и другие - идут от непомерных масштабов бедности. С этого и начался разговор.

- Галина Николаевна, на недавней пресс-конференции президент Путин сказал, что ему больно и стыдно за бедность российского населения. С широкомасштабной нищетой власти не могут справиться уже более десятилетия. И в 2005-м, как следует из Программы экономического и социального развития, эксперты Минэкономразвития прогнозируют уменьшение армии нуждающихся до 25-27 миллионов. Выходит, и в "среднесрочной перспективе" каждый пятый россиянин останется отодвинутым на обочину жизни?
- Борьба с бедностью - один из решающих приоритетов государственной политики. Фундаментом социальной сферы, понятно, является экономика: чем энергичнее она развивается, тем быстрее растет уровень жизни населения. Это отчетливо видно на примере последних лет. После разразившегося в августе 1998-го тяжелейшего финансового кризиса за унизительной чертой бедности оказалось около 50 миллионов человек. Посмотрим, как менялся с тех пор этот показатель. Вот таблица.
Это данные Госкомстата, полученные в результате ежеквартальных обследований 49 тысяч домохозяйств.
Как видим, численность бедных сократилась за три года на 22,7 миллиона человек, или более чем в полтора раза. Конечно, и сегодня за порогом прожиточного минимума остается недопустимо много россиян (37 миллионов), но ведь только в сказках убогая хижина может мгновенно превратиться в дворец. В реальной жизни быстро исправить тяжелые ошибки, допущенные ранее в ходе реформ, и одномоментно покончить с бедностью невозможно. Тем не менее негативные тенденции удалось переломить. Если, как предусмотрено среднесрочной программой, в течение 2003-2005 годов из нищеты выберутся еще 10 миллионов россиян, это будет совсем неплохо.
Конечно, хотелось бы большего, и к этому надо стремиться, однако многое будет зависеть от того, как пойдут дела в нашей экономике. Чтобы достичь поставленной президентом цели удвоения ВВП к 2010-му, прирост должен составлять 7-7,5 процента в год. И тогда, без сомнения, численность малоимущего населения будет сокращаться быстрее, чем предусмотрено среднесрочной программой.
Пока что программа предусматривает такие ориентиры: реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся по сравнению с 2002-м на 24-27 процентов. При этом за счет повышения производительности, минимальных государственных гарантий по оплате труда, а также снижения налоговой нагрузки реальная зарплата возрастет на 29-32 процента.
- "В среднем" доходы действительно растут, но более детальный анализ показывает, что это происходит в немалой степени за счет того, что больше денег становится у богатых. Расслоение в обществе усиливается. Соотношение доходов десяти процентов наиболее и наименее обеспеченного населения достигло уже 14,3. Вызывающее и неправедное богатство одних и унизительная бедность других - не опасно ли это для социальной стабильности?
- Ситуация тут действительно острая. Дифференциация населения по материальному положению усиливается. Судя по социологическим опросам, многие граждане относятся к этому очень негативно, однако угрозы социальной стабильности у нас, слава Богу, нет. На вопрос социологов, примут ли участие в массовых выступлениях, если они состоятся, 60 процентов граждан сказали "нет", еще 14 - затруднились с ответом. Россия уже полностью исчерпала в прошлом веке "лимит потрясений", и у большинства граждан - стойкий иммунитет против всяческой уличной "бузы". Это, разумеется, не значит, что надо вновь и вновь испытывать терпение россиян. Именно поэтому программа предусматривает "преодоление накопленных деформаций в структуре распределения доходов населения".
Как достичь этой цели? Конечно, не путем "раскулачивания" богатых, а, прежде всего, за счет улучшения материального положения малоимущих. Этому будет способствовать усиление адресной помощи действительно нуждающимся в ней, дальнейшая индексация пенсий, повышение стипендий, расширение практики социальных стипендий для студентов из бедных семей и другие меры. Развитие системы медицинского страхования должно гарантировать доступность квалифицированной медицинской помощи всем гражданам, в том числе и тем, кто не может воспользоваться услугами платной медицины. Большое значение имеет инициатива Пенсионного фонда, который будет платить врачам за неработающих пенсионеров. Таким образом, сегодня на первый план выдвигается задача: на основе адресных принципов социальной защиты обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами должны расти доходы малообеспеченных социальных групп.
Но что особенно пугает: в категорию бедных попали трудоспособные семьи с детьми. 70 процентов всех российских детей, которым законом определено пособие, живут ниже прожиточного минимума. Почти 473 тысячи семей находятся в состоянии экстремальной бедности. Растет число неполных семей: если в 1995 году их было 13 процентов, то сейчас 27. Все они нуждаются в государственной поддержке.
- Галина Николаевна, вы говорите о государственной поддержке малообеспеченных семей, но в то же время Госдума РФ уже приняла в первом чтении законопроект о разграничении полномочий, согласно которому вся ответственность за социальную поддержку семей с детьми, а также детей-сирот, беспризорных возлагается на субъекты Федерации. Но большинство регионов - дотационные. Хватит ли у них средств на тех же беспризорников? Не получится ли так, что семья вообще останется без помощи государства, а малообеспеченная - даже без скудного детского пособия?
- У меня есть некоторые опасения, что ряд социальных программ может "провалиться" из-за нехватки бюджетных средств в регионах. Но этого не случится, если будет обеспечена доходная часть их бюджетов с расчетом на выполнение функций, которые перейдут на уровень субъекта Федерации. Именно так и планируется сделать. Должны быть гарантии доходной части бюджета.
В свое время я сама добивалась, чтобы детские пособия платились из федеральной казны. Благодаря этому долг по стране снизился с 30 миллиардов рублей до 8 миллиардов. Думаю, региональная власть научилась на прежних ошибках и извлекла урок.
- Последнее время складывается впечатление, что правительство пытается переложить на регионы все заботы о социальной сфере - этой "черной дыре"...
- Не согласна. Задача правительства - выстраивать системную государственную политику в отношении семьи, детей, ветеранов, инвалидов - тех, кто в первую очередь нуждается в поддержке. Конечно, мне, как и многим другим, хочется помочь всем и сразу. Хочется, чтобы как можно больше средств вкладывалось именно в социальную сферу. Но пока финансовые возможности ограничены. Значит, надо искать такие пути решения проблем, чтобы при относительно меньших затратах получить больший эффект. И уже появились новые социальные технологии, которые пока не решают проблему в целом, но, по крайней мере, дают представление, по каким путям нам двигаться дальше.
Такой пример. Есть огромное количество деревень, где кроме десятка стариков никто не живет. Здесь практически отсутствует крайне необходимое им медицинское обслуживание. Содержать больницы не на что. Но в мире существует практика, для нас не новая, - земский врач. Мы попробовали внедрить такой опыт в одной из деревень Свердловской области. Там работает земский врач - терапевт, который обслуживает 3 тысячи жителей окрестных деревень. Зарплата - не поверите - больше 20 тысяч. У него есть компьютер, он может проконсультироваться по сложным случаям с областными клиниками, со специалистами. Его содержание (в основном за счет отчислений из фонда обязательного медицинского страхования) обходится дешевле, чем самая маленькая больница. К концу года в Свердловской области будут работать 8 земских врачей.
А в Чувашии уже в 71 деревне созданы малые дома-интернаты для престарелых - на 8-14 ветеранов. Помещением может служить пустующий дом, школа, а то и небольшой клуб. Сами старики отдают на свое содержание 75 процентов пенсии. Но при этом они остаются в родной деревне, где у них есть дом, огород, могилки близких. Малый дом-интернат не стоит много денег - больше человеческого участия и доброты.
- С тех пор, как президент обратил внимание на такую беду, как детская беспризорность, последовал ряд мер. Но можно ли сказать, что борьба с беспризорностью дала нужный результат?
- Чтобы помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в нашей стране действует программа "Дети России". Если в 1994 году у нас было всего 107 учреждений социальной защиты детей, то сегодня их - уже около 3 тысяч. Но и этого мало. В каждом маленьком городке должен быть свой приют. А чтобы не строить их до бесконечности, надо всерьез заняться профилактической работой. У нас, к сожалению, нет социальных работников по уличной работе. Но мы теперь вводим такую специальность и начинаем готовить кадры.
Сейчас, по нашим данным, 26 220 детей не посещают школу, из них 1,5 тысячи не учились никогда. Поэтому мы организовали в приютах специальные классы, где даже 14-летний подросток может обучаться грамоте по индивидуальной программе. В школах восстановлены ставки по воспитательной работе. И, по-моему, стоит вернуться к старой практике - отчислению процента от квартплаты на содержание всевозможных клубов и кружков по месту жительства. Самое главное - чтобы профилактическая работа с детьми стала системой, а не временной кампанией. Тогда сдвиги будут.
- Но, к сожалению, детей рождается все меньше. Демографическая проблема обсуждается, но никаких конкретных мер правительство не предлагает. А без жилья молодые семьи не рискуют обзаводиться детьми. Вы много лет занимались внедрением МЖК - молодежного жилищного комплекса. Сегодня такой формы нет. Почему бы не взяться за ипотечное кредитование жилья, доступное молодым семьям?
- Я возьмусь. Обязательно. У меня уже есть группа поддержки: губернаторы 46 регионов, которые приняли такие программы, комитеты по делам молодежи и сотни энтузиастов, в том числе из моих старых коллег по МЖК. Это будет одним из основных направлений моей работы.
- Признайтесь, вы - сильная женщина?
- Думаю, да. Еще в Екатеринбурге, когда я баллотировалась в депутаты Госдумы, я выбрала самый сложный округ, где находится Уралмаш, политехнический... Моими конкурентами были 16 мужчин, в основном от бизнеса. Мне удалось их победить. Может, как раз потому, что в отличие от них я отстаивала именно "тыл" - программу социальной защиты населения. Но когда я бываю в детских приютах, в домах инвалидов, где много бед, я становлюсь слабой женщиной. Я видела в приюте изнасилованную отцом трехлетнюю девочку, малышку, которую до полусмерти избила пьяная мать, есть мальчик, который два месяца жил среди собак... Да тут впору и заплакать. Но надо не плакать, а действовать.


Loading...



Президент США Дональд Трамп ужесточил миграционную политику и запретил въезд в страну гражданам семи мусульманских стран. Поддерживаете?