Известие о возможной покупке Русской медиагруппы (РМГ) и ее главного актива – Русского радио структурами, связанными с продюсером Владимиром Киселевым, а также предложение Киселева создать «инкубатор» для патриотически настроенных молодых звезд вызвали бурную реакцию в музыкальном бизнесе. Появилось письмо деятелей искусств к президенту Владимиру Путину с широким кругом подписей, от Иосифа Кобзона и Александры Пахмутовой до Димы Билана и Анны Нетребко, где выражается протест против «сомнительной сделки», после которой большая часть музыкальной индустрии не сможет сотрудничать с РМГ. На протест ответил в радиоинтервью Владимир Киселев, подтвердивший свои обвинения Русскому радио в недостаточном патриотизме, но опровергший то, что собрался покупать его. Что стоит за этим обменом ударами между разными лагерями нашего шоу-бизнеса и чем эта борьба обернется для слушателей?
Напомним историю. Как следует из нынешнего письма группы артистов, в октябре 2014 года Владимир Киселев и председатель совета директоров РМГ Ольга Плаксина предложили Владимиру Путину создать на базе ФГУП Госконцерт и Русской медиагруппы центр по идеологически-пропагандистской работе с населением и взращиванию новых патриотически настроенных артистов. То, что речь идет не просто о партнерском объединении усилий, а о покупке Госконцертом Русской медиагруппы, стало известно 2 июля из сообщения пресс-службы инвестиционного фонда ИФД Капиталъ, который владеет 78% акций РМГ. Правда, в радиоинтервью, появившемся 29 июля, г-н Киселев опроверг идею продажи. Но подтвердил, что в его и Ольги Плаксиной предложении президенту страны шла речь о создании патриотического продюсерского центра на базе будущего концертного зала на стадионе «Спартак», который в перспективе может взять на себя роль ныне разрушенного концертного зала «Россия». При этом подчеркнул, что на этот проект не просит ни копейки: «Упрекать нас в том, что мы будем "пилить" деньги, в высшей степени некорректно».
Что смущает в позиции г-на Киселева? Прежде всего противоречие между его заявлением и объявленным намерением ИФД Капиталъ. Но если поверить этой организации (а как ей не верить, если ее фактическими владельцами являются президент и вице-президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и Леонид Федун?), то речь должна идти о суммах порядка сотен миллионов и даже миллиардов рублей. Есть ли столько у довольно скромной организации Госконцерт – госпредприятия в ведении Министерства культуры, занимающегося устройством концертов, обменных дней культуры и т.п.?
Или г-н Киселев надеется, что РМГ перейдет под контроль Госконцерта «просто так», путем национализации? Но такое в нашей стране давно вне закона.
Однако незаконно и другое – продажа по той схеме, которая заявлена пресс-службой ИФД Капиталъ. Поскольку в первую очередь предложение о покупке полагается сделать со-акционеру компании, т.е. Сергею Кожевникову, владеющему 22 процентами акций РМГ. Кстати, Кожевников – один из основателей Русского радио, реально вложивший в него не только свои средства, но и профессиональный труд на протяжении 20 лет. Однако покупателем почему-то сразу определено постороннее лицо – Госконцерт.
Наконец, можно понять деятелей искусств, которых тревожат некоторые личные качества г-на Киселева. Например, его склонность протежировать определенный, достаточно узкий круг артистов – это созданная и руководимая им группа «Земляне», его супруга певица Елена Север, его сын Владимир… Или сомнительная репутация фонда «Федерация», основанного Киселевым и патронируемого Север: всем памятен скандал декабря 2010 года, когда Владимира Путина (тогда премьер-министра), Шэрон Стоун, Кевина Костнера, Орнеллу Мути и других мировых звезд привлекли к участию в благотворительном концерте в Ледовом дворце Петербурга, но ситуация с поступлением ожидаемых средств к их адресатам до сих пор неясна.
Тем временем в среду стало известно о звонке Леонида Федуна Сергею Архипову – бывшему топ-менеджеру Русского радио, с 2007 года работавшему в радиоструктурах ВГТРК, но недавно оттуда ушедшему, – с предложением возглавить обновленную РМГ. Нынешнему ее гендиректору Сергею Кожевникову такого предложения не сделали.
И – новый виток скандала: от своих подписей в письме против передачи Киселеву РМГ отказались Иосиф Кобзон и Зураб Церетели…
Русская медиагруппа – это 20-25 процентов радиоаудитории страны в возрасте от 20 до 44 лет. Входит в пятерку крупнейших частных радиокорпораций России, уступая лишь Европейской медиагруппе («Европа плюс» и другие станции). Конечно, потеря такого сегмента бизнеса была бы чувствительна для артистов. Но, по мнению ряда экспертов, она была бы пагубна и для самой РМГ. Сужение круга ротаций до репертуара «Землян» и пока никому не ведомых молодых артистов, как бы патриотично они ни были настроены, приведет к оттоку аудитории и резкому падению рекламных доходов, что может поставить под вопрос само существование Русской медиагруппы.
Голоса
Иосиф Кобзон, певец, депутат Государственной думы РФ
– Эта моя «подпись» под письмом – типичная пропагандистская провокация. Ничего не подписывал и никакого участия не принимал. Меня просто подставили.
По поводу «инкубатора певцов» ничего сказать не могу. А вот худсоветы нашим радиостанциям нужны. Мои претензии к Русскому радио я неоднократно высказывал. У них русское только название. Никакой пропаганды отечественного искусства, ни музыкального, ни литературного, на их волнах нет. Не знаю ничего про покупку, да и мне все равно, кто будет хозяин – Госконцерт или Кожевников. Мне важно, чтобы Русское радио соответствовало своему названию и задаче.
Иосиф Пригожин, продюсер
– Что мне не нравится в интервью Киселева – он еще не стал владельцем, но уже угрожает: дескать, уступите дорогу молодым, ищите себе ротацию в другом месте… Уже готовит нам всем катафалк. Но кто не дает дорогу молодым? Что тогда делает Первый канал с его молодежными программами? Что делают Россия 1, другие каналы?
Русское радио с его 100-процентно русским вещанием не нуждается в большем патриотическом настрое, чем тот, что есть. Молодых артистов за последние 10 лет появилось гораздо больше, чем себе представляет Киселев. И что, они должны петь комсомольские песни?
А его идея с импортозамещением в области музыки… Да он первый организует акции с западными артистами, приглашает туда президента… Импортозамещение можно обеспечить только качественной музыкой и текстами. И определять это самим слушателям. Если тебе нравятся «Битлз», могу я заставить тебя полюбить Натали? И зачем, чтобы формировать вкусы, обязательно нужна государственная структура?
Ответ на все эти вопросы простой: задача Киселева – не помочь людям развиваться, а нагнуть их и стать властелином колец.
Яна Рудковская, продюсер
– Не знаю, почему кто-то отказывается от своих подписей под письмом – я за свои слова отвечаю и подтверждаю, что подписала его. Живу в правовой стране и хочу, чтобы, в ней законы соблюдались всеми. Если бы, допустим, мы с Биланом и Плющенко создали компанию, и они бы вдруг стали продавать свои акции, я бы сказала: секундочку, ребята, это наше совместное дело, сначала предложите мне, а уж если откажусь – тогда кому угодно… Если Алекперов и Федун хотят продать свои акции, то по закону первый, кому они должны их предложить, это их со-акционер Кожевников. В любом другом случае он вправе оспорить сделку. А он говорит, что готов купить и за 120 млн., и дороже. Я верю Сергею Витальевичу и абсолютно на его стороне. Считаю, что он очень хороший управленец, знаю, на каком счету и положении сейчас находится РМГ.
И не надо спекулировать патриотизмом. Мы и так все патриотически настроены. Мой муж (Евгений Плющенко. – «Труд») – доверенное лицо Владимира Владимировича Путина. Дима Билан – тоже. Если бы мне предложили, я бы тоже им стала, искренне уважаю нашего президента. Патриотизм не в заявлениях, а в душе и в поступках. Поступки руководства РМГ в лице Сергея Кожевникова я вижу. Он совершенно правильно ведет политику компании. 9 мая звучали потрясающие военные песни. На День России выступали лучшие артисты. Если у кого-то с патриотизмом проблемы, то этот точно не к нему. И не к нам.
Евгений Сафронов, генеральный директор информационного агентства InterMedia
– По поводу идейной обеспокоенности Владимира Киселева: Русское радио – заслуга прежде всего людей, а не идей. Для того, чтобы проводить в жизнь идеи, надо привлечь на свою сторону людей. У Сергея Кожевникова с артистами были давно и точно выстроенные отношения. Построить таковые заново очень непросто даже для такого опытного человека, как Владимир Владимирович Киселев. Ведь отношения – очень сложная, формируемая годами материя, которой принято дорожить.
