08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БРИЧКА, ДРОЖКИ, ТАРАНТАС

Недавний Анатолий
Опубликовано 01:01 03 Сентября 2004г.
- Какую карету желаете? - не без серьезности спрашивает каретник Александр Ермоленко. - Как у императрицы Екатерины? Или как у английской королевы? Или бричку, как у Чичикова?- А вы знаете, какой она была?- Не только знаем - фотографию можем показать! Жаль, не повезло вам: оригинал только что отправили в Киев. Какой-то торговец заказал. А другой столичный туз - такую, какая была у Петра Первого. Зачем человеку карета, я никогда не интересуюсь. Заказали, согласовали чертеж - сделали...

В Украине до сих пор работает завод, выпускающий обозную технику, - от обычной телеги до, как видим, кареты. Работы хватает: больше десятка видов такого транспорта. "Одноконки" и "пароконки", с глубоким кузовом и мелким (как говорят тележники, "с глубоким и мелким корытом"). Повозки делают и со съемным кузовом, что позволяет сельчанину быстро сменить, например, повозку для сена на повозку для дров. Есть варианты для перевозки более тяжелых грузов, где кузов - почти как тракторный прицеп. А карета в проспектах этого предприятия именуется "эксклюзивная повозка": ручная работа под заказ.
Оказывается, самое сложное в карете - качественные деревянные колеса. Делают их "штучные" мастера.
- Главное - точно смастерить ступицу - втулку, которая держит ось, куда вставляются спицы, - объясняет Василий Максимович Мыколаенко из села Бочечки. - Спиц должно быть 9 для переднего колеса, 10 - для заднего. Когда они вставлены, на них насаживаются сегменты, потом натягивается металлический обруч, или обод. У деревянного колеса проходимость намного лучше. Особенно по бездорожью или в заболоченной местности. Резину проколоть можно, а век деревянного колеса - не меньше ста лет! Обод может заржаветь, но только не дерево.
В бухгалтерии завода хранится фотография прогулочной коляски, недавно изготовленной на заказ для какого-то ценителя. Говорят, именно в такой и ездил герой "Мертвых душ". О знакомых с детства литературных персонажах некоторые заводчане готовы прочитать лекцию...
Герои Антона Чехова довольствовались дрожками. Это одноконная четырехколесная рессорная или безрессорная повозка на 2 - 3 человека. Бричка, она же - коляска, очень похожа на дрожки, но более респектабельная, обязательно четырехколесная с мягким сиденьем, обшитым дорогой тканью или кожей.
Любимым средством передвижения героя Конан Дойла Шерлока Холмса по Лондону был кеб - по сути, английский вариант русской коляски или той же брички. Такой городской вид транспорта всегда был только одноконным. Приезжая в провинцию, Холмс и Ватсон пересаживались на транспорт ближе к "общественному" - тарантас. Он был распространен и в России. Это четырехколесная дорожная повозка, рассчитанная на четырех пассажиров. Но самым народным видом транспорта, перевозящим большое количество пассажиров, были линейки. Телешов в "Записках писателя" говорит: "Общественными экипажами являлись только линейки - на восемь человек, по четыре с каждой стороны". В Европе линейки именовались дилижансами.
По словам заводских мастеров, если дорожную повозку обтянуть кожей или тканью, натянув на дуги, получится кибитка. Поставь ее на высокие большие колеса, выйдет арба. Если две передние и две задние пары колес жестко не соединить, получатся дроги, удобные для перевозки леса. Ну а начало всех этих видов транспорта - от колеса, рожденного примерно в IV тысячелетии до нашей эры. Его прародителем было обычное бревно, которое подкладывали под перемещаемый груз. Первоначально колесо представляло диск, насаженный на ось. Но уже во II тысячелетии до нашей эры появилось колесо в современном виде - со спицами, ступицей и гнутым ободом. Единственный в мире памятник Колесу, кстати, находится в Украине, в Кременчуге... Расскажут вам на заводе даже о колее - вечной спутнице колеса. Под Бахчисараем в старом, давно умершем городе Чуфут-Кале туристов поражает глубокая колея, выезженная в камне. Сколько же надо было ездить, чтобы оставить в твердом камне полуметровые канавы!
Между прочим, колея осложняет украинцам - в прямом смысле слова - въезд в страны Европы. На железных дорогах Советского Союза расстояние между внутренними краями рельсов было 1,524 метра, а за границей - 1,435 метра. Украинские инженеры-конструкторы бьются над созданием вагонной тележки нового поколения, ведь вагоны на границе приходится перегружать - уходит время и деньги.
Вот такую поездку в прошлое и отчасти в настоящее осуществили мы на старинных повозках и каретах.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников