03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОНДАРЧУКУ КАРТИНА СТОИЛА ЖИЗНИ

У этого фильма драматическая судьба. Приглашенный на постановку в начале 90-х итальянским продюсером Винченцо Рисполи, Сергей Федорович успел лишь отснять фильм и смонтировать несколько ключевых сцен. Вернувшись в Россию на время рождественских каникул, Бондарчук так и не дождался от итальянской стороны приглашения для продолжения работы. Рисполи объявил себя банкротом, и рабочие материалы фильма оказались арестованными...

Более десяти лет семья режиссера, скончавшегося вскоре после съемок, боролась за то, чтобы вернуть отснятый материал на родину. И вот наконец зритель увидит последнюю картину мастера, смонтированную его сыном - Федором Бондарчуком. Символично, что премьера "Тихого Дона" состоится в день очередной годовщины революции, которая положила начало братоубийственной войне, показанной в романе Шолохова. О съемках фильма рассказывает вдова режиссера, актриса Ирина Скобцева.
- Ирина Константиновна, почему для Бондарчука было так важно снять именно "Тихий Дон"? У него было какое-то особое отношение к роману?
- Дело в том, что фильмы "Судьба человека" и "Они сражались за Родину" очень сблизили Бондарчука и Шолохова. И творчески, и по-человечески. А Михаил Александрович все время сетовал на то, что хотел бы увидеть "Тихий Дон" в новом, более романном, что ли, изложении. Это не означает, что ему не нравился фильм Сергея Герасимова. Но Сергей Аполлинариевич снимал свое кино в определенное время, когда должны были прозвучать некие идеологические оценки событий, описанных в романе. Но ведь Михаил Александрович стоял над ситуацией "белые - красные", проповедуя, что "в минуту смуты и разврата не осудите, братья, брата". А мы все тогда вынуждены были говорить, что герой - это не заблудившийся Григорий, а Миша Кошевой.
И вот, одержимый замыслом прочесть роман уже без всяких условных рамок, Бондарчук начал работать над "Тихим Доном". Это был конец 80-х. Поначалу ему сказали: пишите сценарий 20 серий. За что Бондарчук и взялся. Потом, по мере того как шло время, менялась ситуация в перестроечной стране, уменьшалось количество серий. Сначала их урезали до 15, потом до 13, до 10... А вслед за тем глава Гостелерадио Лапин и вовсе сказал: "Лучше эти деньги отдать на сельское хозяйство".
Тут англичане предложили ему сделать фильм о молодых годах императрицы Екатерины Великой. А поскольку Центральное ТВ поставило на "Тихом Доне" крест, ему не оставалось ничего другого, как начать подготовку к "Екатерине". И так было судьбе угодно, что именно в то же самое время появился итальянец Рисполи и предложил снимать "Тихий Дон". Перед Бондарчуком встал вопрос ребром: либо "Екатерина", либо "Тихий Дон". Многое говорило в пользу первого. Но при этом он так проникся романом, был настолько готов к его постановке, что безоговорочно доверился итальянским продюсерам.
Бондарчук получил эксклюзивные права от семьи Шолоховых на то, чтобы написать сценарий и снять 10-серийную картину. Начался подбор актеров...
- Сами вы в "Тихом Доне" сыграли Ильиничну. Несколько неожиданная для вас роль.
- Ну, конечно, по образу я никакая не Ильинична. У меня тогда был совсем другой имидж. Но те актрисы, которые были обещаны Бондарчуку, отказались играть на английском. А время поджимало.И однажды Сергей сказал: "Выручай!" И я отправилась на пробный грим. Но при этом настояла, что окончательно соглашусь сниматься лишь при том условии, что Сергей пошлет итальянцам мой портрет в гриме и сцену с моим участием на утверждение. Чтобы потом не было недоразумения. В результате я встала в кадр чуть ли не первая.
- Необходимость играть на английском, наверное, вызывала определенный дискомфорт?
- Главное, к чему мы все стремились, - не потерять шолоховскую интонацию. Конечно, если бы мы играли на русском, было бы намного проще, потому что эта интонация сама вела бы актеров. А в английском тексте она просто отсутствовала. Конечно, мне было очень тяжело. Я не расставалась с этим текстом, он висел у меня везде, на всех стенах. Да и времени, чтобы поверить в себя, было очень мало. Первая сцена была ужасно тяжелая. Когда нам с Аленой (Алена Бондарчук, дочь Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука, играет в фильме Наталью. - Прим. авт.) надо было играть эпизод, где она проклинает Григория, Сергей Федорович, глядя на наши мучения, сказал: девчонки, может, вам проще будет играть по-русски? Так и сделали: сначала репетировали по-русски, находили интонацию, а потом уже перешли на английский.
- Какие отношения сложились у Сергея Федоровича с западными артистами?
- Они прекрасно понимали друг друга. Актеры работали с полной отдачей. Мюрей Абрахам, который играл Пантелея, профессионально очень вырос на картине. Он бережно относился к материалу. Искал походку, костюм. А как он выразительно смотрел! Или Григорий - Руперт Эверет. Сергей учил его, как есть капусту, как пить водку, как чистить тарань. Картина снималась в тех местах, которые были описаны в романе. Актеры жили в Вешках. Эверет подружился с местной молодежью. Купил себе в сельском магазине пальто, картуз и приделал к нему бумажную розу. И в таком наряде ходил на вечера.
- Был ли у Сергея Федоровича какой-то свой секрет работы с актерами?
- Все очень просто. Сергей придерживался в этом вопросе позиции Толстого, который говорил: "Нужно открыть знакомое чувство". Вот, например, первый бал Наташи Ростовой. Первая сцена: Наташа бегает в нижних юбочках, что-то поправляет, подшивает. У каждого в жизни было подобное состояние - ты готовишься на вечеринку, на свидание, моешь шею, одеваешься, суетишься. Главное - найти те детали, которые смогли бы пробудить это чувство сначала в актере, а потом в зрителе, когда он смотрит на Наташу. Точно так же Сергей Федорович работал и над "Тихим Доном".
- Я знаю, что вы принимали активное участие в работе над монтажом "Тихого Дона", который осуществлял ваш сын Федор.
- Да, я действительно помогала Феде, поскольку помню все, что было на съемках, до мельчайших подробностей. Вся работа проходила на моих глазах. У меня сохранились тексты Сергея Федоровича, которые он писал на полях режиссерского сценария. Бондарчук каждый день рисовал раскадровки и приходил на площадку абсолютно готовый. Вот посмотрите, тут же на сценарии даже написано, как делать казацкие блины: 2 яйца, мука, вода сырая, соль сухая... На протяжении всего сценария у него стоят ремарки: "Смотри Евангелие", или "Музыка Бетховена", или "Трагический аккорд". Многим сценам он давал название, например: "Звезда Григория" или "Черное солнце".
- Каково было озвучивать картину спустя столько лет?
- Я в принципе не люблю озвучивание. В ходе этого процесса можно вытянуть роль, а можно завалить. На "Тихом Доне" озвучивание шло сложно. Я боялась возвращаться в прошлое. Ведь прошло 13 лет, столько пережито. И я боялась, что не вытяну эти чувства сейчас. Но когда за мной закрывалась дверь в комнатушку, где мы записывали звук, я становилась другой. Ко мне приходило то эмоциональное состояние, которое было у меня на съемке. Там ведь сцены шекспировские и страсти шекспировские. Меня захлестывали эмоции. Но в конечном счете я справилась.
- Почему Бондарчук так любил работать с классической литературой?
- Потому что классика отличается от простой книги тем, что она на все времена. Когда Бондарчук делал "Войну и мир", он говорил: "Мне не надо этот роман углублять, расширять и осовременивать. Потому что там все есть. Это Толстой". Так же и Шолохов. Я до сих пор удивляюсь, как в 23 года можно было написать такой роман. Когда сейчас читаешь его, думаешь, что он настоящий пророк. Во имя чего люди убивали друг друга? Во имя Родины, земли, долга, детей, Отечества? Или во имя ложной идеи?
- Можно ли назвать "Тихий Дон" особой картиной в творчестве Бондарчука?
- Каждая работа была для него особой историей. Каждый раз он заново открывал для себя мир кинематографа. Сергей не писал мемуаров. Ему было некогда, он работал каждодневно. Было одно желание - выспаться. Но иногда какие-то вещи он записывал на полях. И вот однажды он написал: "Я не видел, как выросли мои дети, я не похоронил отца, мать, я не знаю, что такое внуки, я все положил на алтарь этого искусства иллюзиона. Правильно ли я жил?.." И в этой ситуации трагический конец Сергея Федоровича был естественным, поскольку, не имея возможности завершить картину, жить он дальше не мог.
КСТАТИ
Роль Аксиньи в фильме Бондарчука исполнила английская актриса Дельфина Форест. Таково было условие продюсеров. Между прочим, сыграть Аксинью в "Тихом Доне" всю жизнь мечтала Нонна Мордюкова. Эта роль была ее дипломной работой, за которую мастер курса Сергей Герасимов поставил ей "отлично". Но, решив экранизировать роман, режиссер все же отдал предпочтение Элине Быстрицкой. Мордюкова настолько тяжело переживала, что едва не покончила с собой.
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ
Рабочие материалы "Тихого Дона" составили 160 тысяч метров пленки.
На протяжении 13 лет они хранились в 450 коробках.
Итальянский банк "Националле Дель Лаворо" требовал за их выкуп 8 миллионов долларов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников