10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДА И NET

Если звезды зажигают, то, по словам поэта, это кому-нибудь нужно. Обратный вариант: когда устраивается нечто маловразумительное, значит, в этом тоже кто-то заинтересован. Собственно говоря, фестиваль NЕТ (Новый европейский театр) вполне мог бы занять свою нишу в обильном ряду московских фестивалей, которые уже стали привлекательной частью сценического ландшафта. У каждого из них свой зритель, но ни один из них не стремится выставить себя единственно современным и актуальным.

А вот NЕТ за свою недолгую историю уже успел чем-нибудь да запятнать себя. Дело даже не в странной географии, когда в европейское пространство попадают театры из иных частей света - в нынешний раз к Старому Свету причислена почему-то Алма-Ата. И даже не в нравственной неопрятности устроителей, которые оказываются замешанными в некрасивой истории. На одном из NЕТов обнаружилось, что приглашенный со своим представлением режиссер Андрей Жолдак умудрился не известить о своей постановке "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына.
Но главное - подмена самой идеи фестиваля, который первоначально придумали совсем иные люди и с иной целью. Тогда задачей было собрать театры и режиссеров, которые во взбаламученной переменами Европе, прежде всего Восточной, пытались отыскать свои национальные корни. Критерием отбора спектаклей была самобытность, а не подлаживание под общий усредненный стиль псевдоавангарда. Сегодня NЕТ позиционирует себя уникальным новатором, хотя, как заметил один из руководителей провинциального театра: "Не понимаю, почему за новую европейскую сцену надо выдавать нашу самодеятельность 60-х годов?"
В самом деле, оттенок любительства, равно как и вкусовщины отборщиков, проскальзывает в привезенных на NET постановках. Ощутим он и в постановке "Back in USSR" из Казахстана, в котором журналистка из Германии собирает материалы о жизни в Советском Союзе и берет интервью у разных женщин, добиваясь от них шокирующих откровений. В невнятном, расплывчатом спектакле питерского Формального театра "Между Волком и Собакой" лауреат "Золотой маски" Андрей Могучий предлагает некий калейдоскоп картинок, весьма отдаленно связанных с романом Саши Соколова. Конечно, любой отбор - всегда компромисс, однако те, кто смог просмотреть подряд все представления последнего NETа, наверняка отметили вопиющий эстетический разнобой.
И в то же время "Эмилия Галотти", которую показал Дойчес-театр, - одно из оправданий фестиваля. Возможно, поклонники Лессинга будут шокированы большими купюрами текста, в результате чего спектакль длится немногим более часа, однако невозможно не поддаться затягивающему, гипнотическому воздействию этого изысканного зрелища. С первых же секунд, когда в зрительном зале погас свет, а в дальнем черном проеме появилась точеная фигурка заглавной героини, режиссер и актриса властно завладевают вниманием публики. И музыка, томительная и тревожная, держит в нарастающем напряжении аудиторию. Позже, уже после спектакля, в голову приходит мысль о том, что именно звуковая атака определяет его успех.
Впрочем, здесь все компоненты прилажены с завидной точностью - от сценографии до минимального реквизита. 40-летний Михаэль Тотальхаймер извлекает из многословной пьесы Лессинга то, что кажется ему сердцевиной: всесжигающую страсть, противиться которой никто не в силах.
Появление высококлассной "Эмилии" на NETе выглядит ошибкой. Видимо, этим объясняется наличие пустых мест в зале МХТ. Немецкий культурный центр имени Гете и Центр Стаса Намина, которые содействовали приезду Дойчес-театра, поступили бы разумнее, если бы отделили гастроли этого театра от сомнительного фестиваля.
Впрочем, остается слабая надежда: а вдруг мастера ранга Тотальхаймера станут в скором будущем ориентирами для NETа?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников