Больше половины россиян (63%) раскритиковали состояние дорог, на втором месте — плохая транспортная доступность, а замыкает тройку претензий удручающее состояние ЖКХ (37%). Такие данные представил Росстат.
В целом проблемы благоустройства видят 75% граждан. Из 63% недовольных дорогами больше селян — их 67%, горожан 61%. При этом 74% ездят на общественном транспорте и только 28% на личном автомобиле. А общественный транспорт на селе работает на порядки хуже, чем в городах. Дороги в сельской местности традиционно хуже дорог больших городов или федерального назначения.
Большие расстояния до точек культурного воспитания взволновали более 38% опрошенных. Из них больше всего претензий у многодетных семей (от 44%) и селян (54%). Картина ясна: семьям с детьми культурные объекты нужны чащек, чем одиночкам или взрослым парам.
О ЖКХ в нашей стране не говорит только ленивый: сколько было реформ, законов, протестов за все годы так называемой «новой России», родившейся после 1991 года. Однако проблемы коммунального хозяйства вылезли на третье место. 38% респондентов обозначили этот недуг. Экологическое положение озадачило 37% россиян. Неудивительно, что 42% из них — горожане, а 21% - сельские жители.
Далее проблемы жителей России идут, что называется, по нисходящей. Доступность спортивных точек в городах явно лучше: каждый второй селянин жалуется на дефицит спортзалов, горожан этот вопрос заботит куда меньше. В целом по стране 34% россиян недовольны расположением спортивных объектов относительно их места жительства.
Увлечение алкогольными напитками у соседей вызывает неприятие у 32% граждан. 19% озабочены вандализмом, а наркомания беспокоит 18%.
90% респондентов охотно прогуляются по ночным улицам без страха, и всего 8% озадачены высоким уровнем преступности.
Интерпретации всегда разные
«Я не согласен с тем, что главный раздражитель — это дороги, ЖКХ и так далее. Нет, главный раздражитель — это содержимое кошелька, - сказал в эфире телеканала «Россия 1» депутат Думы Олег Нилов. - А все остальное — следствие.
Почему такой нищенский кошелечек у россиян? Да потому что основа всего заложена в одном лукавом законе. Я прямо так с трибуны и говорю. Называется этот закон «О потребительской корзине в РФ». По нему исчисляются и пенсии, и зарплаты бюджетникам, и пособия, и этот пресловутый МРОТ на уровне 11 тысяч рублей». Пересмотр этого закона отложили на 2020 год, отметил депутат.
«ЖКХ — это притча во языцех. Понятно, почему это особенно волнует родителей детей-инвалидов», - заметил РБК доцент кафедры госуправления РАНХиГС Александр Балобанов. Что же касается преступности, она ушла с улиц в киберсектор и предпринимательство, поэтому сограждане в массе не отмечают для себя проблем по этому поводу, добавил эксперт.
«Не волнуйтесь, в июле поднимут плату за ЖКХ, проблема вылезет на первое место, - сказала порталу TRUD.RU Глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская. - А беда наших дорог — смежная с ЖКХ тема».
«Проблема не столько в качестве, сколько в количестве дорог. И в соответствии их современным требованиям. Нет простого рецепта, что можно сделать. Да, федеральные дороги — Москва, Питер, отчасти Севастополь — достойного качества. Ям мало. А регионы? - задаётся вопросом для портала TRUD.RU лидер движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов. - В городах дорожные фонды соответствуют потребностям, тут вопрос о количестве и качестве. Для беспрепятственного движения надо иметь высокоскоростные разветвленные сети в районе. А это дорого. В городах на это денег нет. Даже у Москвы». Чтобы ситуация изменилась, привлекать современные технологии, уменьшать бюрократические нагрузки на строителей. «Сейчас для строиельства дороги надо годами согласовывать её проект. Пора снижать бюрократические издержки. Надо привлекать также ь современные технологии. Сейчас все дороги по ГОСТам». По мнению Шкуматова, дорога — не просто асфальт. Это оптимально проложенный маршрут, без ям и шероховатостей.