Американская судья Шира Шейндлин, 22 года отработавшая в федеральном суде Манхэттена, раскритиковала собственный приговор, вынесенный ранее россиянину Виктору Буту. Она назвала вердикт «чрезмерным и неадекватным».
В разговоре с обозревателями New York Times Шейндлин отметила, что далеко не всегда была «внутренне согласна» с решениями, которые должна была принять в качестве судьи. Именно такая ситуация, по ее словам, произошла с делом Виктора Бута. «Я приговорила его к минимально возможному сроку наказания», – добавила судья.
25 лет вместо пожизненного
Как пояснила Шейндлин, статья, по которой было выдвинуто обвинение против Бута, предусматривала обязательное лишение свободы на 25 лет, а значит, вынесение более мягкого приговора было в принципе невозможным. По признанию судьи, у нее не было сомнений в том, что россиянин действительно торговал оружием. Однако она знала, что ко времени ареста Бут уже в значительной мере отошел от дел.
«Вопрос сводился к следующему: Оставался ли он все еще международным торговцем оружием, и имело ли это значение?» – пояснила судья.
При этом Шейндлин подчеркнула, что сторона обвинения настаивала на пожизненном сроке для российского «оружейного барона».
«Я его не защищаю, но он является бизнесменом. Продажа оружия была его бизнесом. Он не был боевиком или террористом из «Аль-Каиды» (террористической организации, запрещенной в РФ – Trud.ru), намеревавшимся устроить взрыв где-нибудь в супермаркете и убить мирных людей. А они заманили его. Они предложили ему огромную сумму денег. Я приговорила его к минимально возможному сроку наказания из того, что вправе была сделать», – резюмировала свою позицию Шейндлин.
Странная история «оружейного барона»
Виктор Бут был арестован в 2008 году. Арест произвела полиция Таиланда на основании запроса из Соединенных Штатов. Американские спецслужбы обвинили россиянина в намерении продать партию оружия группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии», которая в Штатах считается террористической.
Любопытно, что продать оружие террористам россиянина подбивали агенты американских спецслужб, которые сами же и вышли на контакт с Бутом. Почти два года Таиланд тянул с выдачей россиянина американской стороне, однако убедившись, что Москва не намерена применять санкции за экстрадицию, выдала Бута Штатам.
Еще два года заняли следствие и суд. Параллельно с делом Бута в США шел еще один аналогичный процесс – над россиянином, летчиком Константином Ярошенко. Его арестовали в 2010 году в Либерии по подозрению в по обвинению в подготовке транспортировки крупных партий кокаина. В обоих случаях агенты американского правительства действовали за пределами США, целенаправленно подбивая россиян на противозаконные действия, которых наши соотечественники изначально не намеревались совершать.
В результате и Бут, и Ярошенко получили длительные сроки лишения свободы. Первого в апреле 2012 года приговорили к 25 годам тюрьмы и штрафу в 15 миллионов долларов; в настоящее время он отбывает наказание в тюрьме Мэрион, расположенной в 500 километрах от Чикаго. Ярошенко в сентябре 2011 года дали 20 лет лишения свободы.
Каковы доказательства?
Впрочем, «гладкая посадка» Бута американским следователям не удалась. Суд не принял большей части доказательств, которые, по мнению некоторых участников процесса, были откровенно сфабрикованы. В 2011 году судья Шейндлин признала незаслуживающими доверия показания двух ключевых агентов, участвовавших в «разработке» Бута. Позже она неоднократно выражала сомнения в достоверности доказательств и обоснованности выдвинутых против россиянина обвинений. Тем не менее, усилия спецслужб и правоохранителей не пропали зря: собранных доказательств хватило для признания Бута виновным в «организации контрабанды оружия, угрожавшей безопасности американских граждан».
Обозреватели отмечают, что во все время подготовки к экстрадиции Бута в США и суда над ним российский МИД ограничивался вялыми протестами по дипломатическим каналам. Российские спецслужбы тоже не попытались спасти российского гражданина – ни путем обмена на интересных США лиц, ни организацией провокаций с последующим задержанием американских граждан.
Сам Бут неоднократно обращался к российскому правительству с просьбой о помощи. «Прошу принять меры по моему освобождению, потому что меня заключили и содержат под стражей по сфабрикованным обвинениям. Я прошу правительство РФ принять меры и запросить правительство Таиланда, на каком основании и почему по сфабрикованным американским обвинениям меня незаконно удерживают в этой стране», – заявлял предприниматель в видеообращении, записанном в тайской тюрьме.
«Мы намерены и далее отслеживать ход следствия, которые проводят правоохранительные органы Таиланда, в том числе и с точки зрения обоснованности обвинений, выдвигаемых против Бута, – сообщил в ответ официальный представитель МИДа Михаил Камынин. – На данный момент в РФ уголовного дела, возбужденного против Бута, нет, обвинение в его адрес с нашей стороны не выдвигалось. С учетом этого у нас отсутствует основание для обращения к таиландской стороне с запросом об экстрадиции Бута в Россию».
В конечном итоге Соединенные Штаты утвердили оба приговора и оставили россиян отбывать сроки на своей территории.
Весной нынешнего года, после того, как в РФ был вынесен приговор украинской военнослужащей Надежде Савченко, СМИ сообщили о возможности обмена украинской летчицы на Бута и Ярошенко. Однако в Кремле, комментируя эти версии, заявили, что ничего не знают об идее такого обмена.