Недолив от безысходности: российские АЗС уличили в массовом обмане клиентов

Ранее топливный союз РФ заявил, что большинство частных заправок и небольших сетей обанкротятся в течение месяца из-за диспаритета цен 

Федерация автовладельцев России уличила российские заправки в массовом недоливе топлива клиентов. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте организации.

Проверка работы АЗС была начата в связи с поступлением большого количества жалоб со стороны автолюбителей. Проверять заправки отправились тайные покупатели, а недоливом было решено считать расхождение между оплаченным и фактическим объемом топлива более чем в один процент.

От 20% до 100% обмана

Проверка проводилась на заправках пяти вертикально интегрированных нефтяных компаний, двадцати одной федеральной и региональной сети и восьми малых сетей АЗС. Заодно было проверено и некоторое количество частных АЗС. Статистика закупок показала, что в общем и целом 76% российских заправок обманывают клиентов на топливо. Сотрудники вертикально интегрированных нефтяных компаний делают это в 20% случаев, федеральных и региональных сетей – в 80%, а частных АЗС и малых сетей – практически в ста процентах случаев.

«Недолив топлива – это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Используя недолив, недобросовестные участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза», - говорится в сообщении Федерации автовладельцев.

В ФАР пересчитали реальную цену топлива с учетом недолива. На примере одной из краснодарских АЗС, где водителям систематически недоливают 19,03% от оплаченного объема, оказалось, что реальная цена бензина марки АИ-95 составляет 55,21 рубля за литр, хотя формально он продается по 44,7 рублей.

При этом автовладельцы не склонны винить в происходящем только и исключительно руководство и сотрудников заправочных сетей. «Мы понимаем, что в основе недолива лежат экономические причины, и об этом мы говорили и писали в последнее время не раз. Если оптовая цена выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», - поясняют авторы исследования.

Ненужный бизнес?

26 июня глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов заявил, что сложившаяся в стране экономическая ситуация не оставляет шансов на выживание небольшим автозаправочным сетям.

«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», – предупредил глава НТС на круглом столе по проблемам топливного рынка, прошедшем в Торгово-промышленной палате.

В Топливном союзе отмечают, что причиной бедственного положения в отрасли стали налоговые реформы правительства, а именно – снижение экспортной пошлины при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых. Сочетание этих шагов привело к тому, что стоимость добытых ресурсов выросла, но при этом их экспорт их за рубеж оказался простимулирован, издержки же оказались аккумулированы на внутреннем рынке.

Крупные сети, принадлежащие нефтедобывающим компаниям, изменений почти не почувствовали, так как могут компенсировать потери на внутреннем рынке увеличением экспорта. А вот частные АЗС и небольшие ритейлеры, не имеющие доступа к скважинам и экспорту, оказались вынуждены поднимать цены.

Возникшая при этом разница в два рубля за литр привела к тому, что небольшие компании стали терять клиентов.

Глубинка без топлива

Баженов заявлял, что диспаритет цен приведет к банкротствам и массовому закрытию заправок примерно через месяц. Его слова поддержала совладелец сети заправок GP Vympel Екатерина Савкина, отметившая, что 20 заправок из ее сети в Саратовской области уже закрылись, а оставшиеся приносят убыток в 3 – 5 рублей за каждый литр проданного топлива.

По мнению членов Топливного союза, если государство в ближайшее время не исправит ситуацию, страна останется без частных АЗС.

Эксперты уже отметили, что гибель частника сильно ударит по российской глубинке: ведь крупные компании не хотят открывать заправки на дорогах с низкой интенсивностью движения, поскольку АЗС в таких местах почти не приносят прибыли.