История Калифорнии неразрывно связана с Россией, и калифорнийцы помнят и берегут свое русское наследие.

Русские мореходы появились у берегов Калифорнии, видимо, во второй половине 18-го века. Испания, заявившая свои права на территории, открытые Хуаном Родригесом Кабрильо в 1542 году, в число которых входила и нынешняя Калифорния, долгое время не проявляла никакого интереса к освоению этих далеких колоний. Но в 1769 году экспедиция Гаспара Портолы обнаружила в этих краях русские корабли, и испанский король Карлос III немедленно повелел начать освоение Калифорнии. В итоге вдоль всего тихоокеанского побережья нынешнего штата стали одна за другой возводиться католические миссии, которые стали форпостами Испании в этих краях. В общей сложности была построена 21 миссия. Все они сохранились до наших дней, а в некоторых и сейчас находятся действующие монастыри. В самой большой миссии - в городе Сан-Хуан-Капистрано - расположился сейчас музей, и здесь ежегодно проводится фестиваль "Русское наследие", посвященный этой странице истории штата.

В те теперь уже далекие времена доступ России к берегам Калифорнии был закрыт, а торговля с ней запрещена. Вслед за католическими миссиями в Калифорнии были построены и военные форты, в частности, Президио, возведенный на месте, где сейчас раскинулся Сан-Франциско. И именно здесь 8 апреля 1806 года была открыта следующая страница Русской Калифорнии - в бухту под жерлами испанских пушек вошел парусник "Юнона", которым командовал Николай Петрович Резанов.

Он сильно рисковал, но судьба была к нему в тот день благосклонна. Комендант форта Хосе Дарио Аргуэльо отсутствовал, и вместо него фортом временно командовал его сын Луис. Кроме того, у Резанова не было выбора он приплыл в Калифорнию за провиантом для голодающих русских поселений на Аляске.

Резанов и "Юнона" пробыли в Калифорнии недолго - всего полтора месяца, но этот визит оказался навечно вписанным в историю России и Америки. Резанову не только удалось сломать лед в отношениях, но и добиться согласия на брак с дочерью коменданта - 15-летней Марией де ла Консепсьон Марсела, которую в семье называли Кончитой.

Дальнейшее известно всем - и не только по учебникам истории. В Америке с восхищением читают прекрасную поэму Брета Гарта, а также роман американской писательницы Гертруды Этертон, в России лучше знают поэму Андрея Вознесенского и рок-оперу Алексея Рыбникова. И многие задаются вопросом - какой бы была сегодняшняя Калифорния, если бы Николай Петрович Резанов не погиб в 1807 году в Красноярске, а вновь ступил на калифорнийскую землю и женился на Кончите.

Однако судьба двух людей и двух стран распорядилась иначе. Резанов через обещанные два года не вернулся. Кончита долго ждала его, и никто точно не знает, когда она узнала о его гибели; одни утверждают, что через несколько лет, другие, - что через 30 или даже 40 лет. Известно, что печальную весть принес некий русский офицер, который вернул ей медальон, подаренный ею Николаю Петровичу. Консепсьон так никогда и не вышла замуж, несмотря на многочисленные предложения.

Она полностью посвятила себя заботе о своей семье и благотворительности, за что ее стали называть Ла Беата - Благословенная. Позже она приняла монашеский сан и стала первой монахиней в монастыре доминиканского ордена. Умерла она в возрасте 67 лет 23 декабря 1857 года и похоронена на кладбище ордена, оказавшемся сейчас в небольшом калифорнийском городке Бенисия в часе езды от Сан-Франциско. Хотя смерть и разлучила Консепсьон и Резанова, но в памяти людской - россиян и американцев - они навсегда остались вместе. Несколько лет назад на могилу Резанова отвезли горсть земли с могилы его возлюбленной, а из Сибири доставили горсть земли с его могилы.

Рядом с могилой Консепсьон стоит небольшой памятник, и здесь в феврале, в день святого Валентина - покровителя влюбленных - проводят красивую церемонию. Этот праздник практически совпадает с днем рождения Консепсьон - 19 февраля 1791 года. Кончита и Резанов навечно запечатлены вместе и на фреске, написанной в 1935 году выходцем из России, художником Михаилом Арнаутовым на стене церкви в Президио.

После посещения Президио в 1806 году у Николая Резанова возникла идея основать в Калифорнии поселение, которое стало бы житницей для русских на Аляске. В 1812 году такое поселение было основано на берегу океана, примерно в 80 км севернее Сан-Франциско. Оно состояло из крепости и нескольких домов. Крепость назвали Форт Росс. Но выбор места оказался неудачным - бухта не давала надежного укрытия судам, земля не была плодородной, а частые и густые туманы не способствовали земледелию. Спустя 30 лет после основания форт был продан некоему Джону Саттеру. А в 1867 году царское правительство продало США Аляску и Алеутские острова.

Сейчас Форт Росс и прилегающие территории являются национальным парком. Туристы видят практически тот же форт, но от первоначальных построек сохранился в первозданном виде всего один дом, все остальное восстановлено по сохранившимся рисункам и чертежам. Ежегодно, в последние дни июля здесь проводится праздник "Культурное наследие", когда оживают сцены из истории русского поселения в Калифорнии начала 19-го века.