Многим зрителям наверняка знакомо словосочетание "интерактивное телевидение". Но большинство из нас полагает, что под ним подразумевается всего лишь возможность позвонить в студию прямого эфира или принять участие в голосовании на каком-нибудь ток-шоу. И в принципе это верно. Интерактивное - значит двухстороннее. Но двухсторонняя связь этим далеко не ограничивается.
В настоящее время в Москве начинает внедряться система цифрового интерактивного ТВ. Не будем углубляться в технические подробности. Просто перечислим те возможности, которые предоставит зрителю телевидение недалекого будущего. Итак, на экране вашего "ящика" при его включении будет появляться анкета. Нажимая кнопки на пульте, вы сможете заполнять ее и тем самым составлять индивидуальную программу просмотра. Выбирать передачи или фильмы из ассортимента, предложенного каналами, заказывать время их показа. Более того, вы сможете "фильтровать" телевизионную продукцию. Допустим, в информационных программах вас интересует только политика или только спорт. Так вот, с помощью нехитрого манипулирования кнопками вы получите выпуск новостей, где будет только политика или только спорт, собранные со всех каналов. Более того, они будут дополнены информацией из Интернета. Кстати, интерактивное телевидение подразумевает и систему запрещающих кодов. И если вам уж очень противен кто-то из политиков, вы его никогда не увидите.
Возможности самому строить свой телевизионный день с помощью пульта придется подождать еще несколько лет. Но уже в ближайшее время появятся операторы, которые будут предлагать телеменю во всемирной паутине. Любопытно, что этот вид медийного рынка только начинает осваиваться, но на нем уже ведется острая конкурентная борьба за зрителя. Некоторые компании даже утверждают, что в их пакете услуг будет предусмотрен показ мировых блокбастеров еще до их премьер.
...У этой фантастической картины есть несколько "но". Первое: цифровые телевизоры в России, которые могут быть подключены с помощью телефонного провода или бесконтактным способом к Интернету, пока еще не очень рапространены. А те, что появляются в продаже, - очень дороги. Второе: интерактивное телевидение пока коснулось только платных спутниковых каналов. Из второго "но" следует третье, самое главное. Наши главные метровые каналы существуют в основном за счет рекламы. Трудно представить себе зрителя, который, составляя себе программу просмотра на день, заложит в нее "рекламные паузы". Выходит, места для рекламы в телевидении будущего не предусмотрено? Это вопрос вопросов. Он не решен окончательно до сих пор ни в США, ни в продвинутой Японии. Хотя какие-то варианты существуют.
Но, как бы то ни было, уже через несколько лет у нас не будет повода ругать "Аншлаг". Мы будем иметь возможность просто не включать его в свое индивидуальное телеменю.