Главная Культура 17:09 04 Августа 2021 3287
Борис Эйфман сделал Моцарта третьим лишним

Впечатления от спектакля о Мольере в программе фестиваля «Черешневый лес»

Сергей Бирюков
Жизнь Мольера представлена в спектакле вереницей из многих десятков эпизодов. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Черешневый лес»

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес», в этом году отмечающий свое 20-летие, достиг кульминации: на Исторической сцене Большого театра прошли гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. Знаменитая петербургская труппа показала, помимо традиционного гала-концерта, две работы – «Анну Каренину» из своего давнего классического фонда и совсем свежую (правда, выросшую из спектакля 2001 года) премьеру апреля 2021-го «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Насколько излишне говорить здесь о первой из них, многократно подробно описанной, настолько интересно рассказать о второй, никому, кроме петербургской публики, до последнего времени не известной.

Воссоздание в хореографической драме образов великих людей искусства – композитора Чайковского, балерины Спесивцевой и др. – один из лейтмотивов в творчестве Эйфмана. В этом плане обращение к фигуре величайшего драматурга и актера (а представитель этой профессии в XVII веке не мог не быть и танцовщиком) выглядит совершенно естественно. Тем более что жизнь господина Мольера по головокружительности взлетов и падений, по неоднозначности отношений с властью и по запутанности любовных интриг-перевертышей даст фору любой авантюрной биографии.

Чего стоит одна только «глава», связанная с пьесой «Дон Жуан, или Каменный пир». Эйфман обыграл здесь любвеобильность самого Мольера (а могло быть иначе у вожака труппы, изначально бродячей?) и обвинения его в донжуанстве со стороны современников, но перенес интригу в плоскость психоанализа: его Мольер сублимирует свои комплексы в образе великого соблазнителя и даже сам в собственных кошмарах в него превращается.

Но мы сильно забежали вперед, да и спектакль Эйфмана в целом показался далеко не столь метафоричным, как заход с Дон Жуаном. В основном нам предъявили конспект биографии героя, как бы вспоминаемой им на закате дней. И тут надо, с одной стороны, похвалить Бориса Яковлевича за максимальную дотошность, с какой только можно было утрамбовать великое множество эпизодов этой биографии в достаточно компактные рамки спектакля: за два действия по 45 минут рецензент насчитал не меньше трех десятков мизансцен, часто отбиваемых друг от друга сценическим занавесом и полным затемнением. С другой стороны – не помешала ли эта описательность и сюитность передать, в чем же именно глобальный смысл мольеровской жизни, почему мы должны воспринимать показываемое не просто как головокружительную вереницу приключений некоего авантюриста, но как путь великого художника в его фанатичном стремлении к правде?

Во многом, догадываюсь, это связано с тем, что пластический язык, которым говорит с нами эйфмановский Мольер, мало выделяется среди «речи» других персонажей – например, Командора, или того же Дон Жуана, или всевозможных любовников его юной жены Арманды, чья пластика, в свою очередь, почти сливается с таковой у ее матери Мадлены: все они в меру экспрессивны, эксцентричны, а в любовные моменты не лишены романтичности. Да, в отличие от остальных, Мольер показан и стариком, отчаянно строчащим свои пьесы – но ведь и этот жест, положа руку на сердце, такой штамп, такой образец банальной иллюстративности, уж не говоря о том что никаким трясущимся стариком драматург не был, а скончался в 51 год от физической и моральной перегрузки, усугубленной болезнью, не доиграв роль в одной из самых смешных своих комедий «Мнимый больной».

Отдельный шок довелось испытать от музыкального ряда постановки, который, как это и прежде порой отмечалось в отзывах на эйфмановские работы, тоже основан на иллюстративном принципе. Я бы еще понял, если бы Борис Яковлевич ограничился сопоставлением «двух музык» - романтического и «приключенческого» Берлиоза, у которого действительно можно найти немало страниц в духе фантастической мольеровской жизни, и чопорного Люлли, в своих паванах и гальярдах передавшего пафосную атмосферу двора Людовика XIV. Но когда в этот диалог вторгается Моцарт – например, в трио героя с Мадленой и Армандой, да еще и с одной из ярчайших своих лирико-трагических тем (из 21 концерта, известной всему миру в десятках обработок вплоть до джазовых и роковых), это полностью разрушает музыкальное единство. Тут и цитата из «Дон Жуана», вроде бы «подшитая» к сюжету, работает против Эйфмана: автор великих симфоний, концертов или, допустим, потрясающей Траурной масонской музыки с безапелляционностью гения выбивает из головы (по крайней мере моей) все остальное.

Сказанное не отменяет моих комплиментов сценографу и автору костюмов Вячеславу Окуневу, особенно за придуманный им пестрый и загадочный задник из десятков театральных платьев (символ поярче многих хореографических изысков), Глебу Фильштинскому и самому Эйфману за световые эффекты, особенно в сцене проваливания в ад. А главное – моего восхищения труппой, работающей как единый организм и в то же время состоящей из звезд уровня Олега Габышева (Мольер), Марии Абашовой (Мадлена), Любови Андреевой (Арманда), Сергея Волобуева (Дон Жуан)… И даже совсем юным воспитанникам Академии танца Бориса Эйфмана нашлось чем блеснуть в постановке (Есения Анушенкова в партии Арманды в детстве).

У фестиваля «Черешневый лес» в этом году юбилей – 20-летие. Фото автора

Последнее вновь заставляет меня сменить интонацию и вернуться от критики к восхищению. Гастроли, сами по себе героичные в наше нелегкое время (снова поклон в сторону «Черешневого леса»), напомнили о том, какой крупной и влиятельной фигурой балетного мира является Борис Эйфман, создавший и на протяжении многих десятилетий развивающий не только свой театр, но и настоящий танцевальный университет, в который выросла его Академия. Прекрасный этап – ни в коем случае не итог, – с которым подошел Борис Яковлевич к своему недавно справленному 75-летию.

P.S. Посмотрел в программе традиционного летнего фестиваля ВДНХ «Вдохновение» записи работ хореографа, режиссера, художника Джона Ноймайера, и вот они – «Орфей и Эвридика» Глюка в Чикагской лирической опере, а особенно «Бетховен-проект» в Гамбургской государственной опере засвидетельствовали, как сложнейший, масштабнейший спектакль может быть четко выстроен и драматургически отточен. А ведь задача – та же самая: создать образ великого творца. Но – никакой внешней описательности, биографические подробности вроде роковой глухоты лишь редкими вкраплениями структурируют действие, вся суть которого – показать внутреннее созревание личности, в первую очередь такого глобального ее качества, как несгибаемость на пути к творческой цели. Этой логике подчинены и хореография, и музыкальный ряд, демонстрирующий, как Бетховен в долгом поиске, от сочинения к сочинению оттачивал по сути одну идею, полно выразив ее в одном из главных своих произведений – симфонии Eroica. И уж конечно вы не спутаете Бетховена как персонажа (кстати, внешне испанский танцовщик Алеш Мартинес демонстративно не похож на неистового Людвига – миниатюрен, коротко стрижен и фриковат, но искрит бетховенской страстью к поиску и преодолению) с аполлонообразным Идеалом (Эдвин Ревазов) и тем более карикатурным племянником Карлом (Борха Бермудес). Совершенно различны меж собой Мать Бетховена (Патриция Фриза) и Бессмертная возлюбленная (Анна Лаудере)… Уж не говорю, что все это – не под фонограмму, как у Эйфмана, а в содружестве с живым Немецким радиофилармоническим оркестром во главе с Саймоном Хьюеттом, работающим не «под ноги» танцовщикам, а творящим музыку.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12821
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8022
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7761
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7022
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6769
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?