ОНИ КРИЧАТ, А ИХ НЕ СЛЫШАТ
Последнее заседание облдумы, утверждавшей бюджет-2003, открывалось под аккомпанемент протестного пикета у думского парадного крыльца. Стоявшие на морозе просили не принимать бюджет, ущемляющий областной центр. Губернатор и его сподвижники привычно прошествовали мимо. Попытку озвучить в зале обращение горожан председатель облдумы А.Анпилов уверенно заволокитил. Не подействовали на прогубернаторское депутатское большинство доводы о несправедливости проекта областного бюджета в отношении Курска - его приняли.
В чем же "несправедливость" нового финансового плана? В листовке-обращении мэрии к горожанам утверждается: Курск, обеспечивающий облбюджет более чем на 50 процентов дохода, получил на 2003 год всего 10 процентов от собранного им да плюс "сброшенные с барского стола" 414 миллионов рублей субсидий, половина которых уже использована. С таким бюджетом, дескать, городу не выжить...
Следует заметить, что горадминистрация скрещивала шпаги с областной еще по поводу бюджета-2002 - тот тоже был урезан донельзя. И в течение года городская инфраструктура стала катастрофически рушиться. Особенно туго финансовая удавка затянулась на шее муниципального здравоохранения. "Труд" уже писал о невероятных трудностях курской медицины, а нынче их еще больше. Лишь один штрих: в декабре больница "скорой помощи" осталась даже без обезболивающих препаратов!...
На грани катастрофы жилищно-коммунальная сфера, где износ основных фондов - около 70 процентов. Показателен факт: горожане оплачивают 90 процентов жилищно-коммунальных услуг (больше всех в Черноземье), а батареи в квартирах едва греют. Мерзнут некоторые больницы, школы, детсады. Нет у мэрии средств на полноценное освещение улиц, ремонт дорожных покрытий, коммуникаций. В муниципальных предприятиях сферы жизнеобеспечения уже трех-пятимесячные долги по зарплатам. Их работники чаще всех выходят на митинги, заваливают жалобами органы власти, суды. Ну а теперь, получив снова коматозный бюджет, уже сама горадминистрация подала в суд на губернатора и облдуму.
ХОЗЯИН - БАРИН
Прохладное, мягко говоря, отношение к протестам горожан областное начальство оправдывает целым букетом причин. Прежде всего тем, что митингуют якобы не рядовые жители, а чиновники, и что денег всей области не хватает, и что нет четкого законодательного разграничения сфер ответственности власти субъекта и муниципальных образований - оттого и споры. Но нередки прямые обвинения Мальцева. Тут уж приоритет за губернатором. "Многое меня в нем откровенно не устраивает, - заявил он в одном из интервью, - особенно отношение к делу". В другой раз сказано так: "У меня бы он работал, а если бы не выполнял своих функций - я бы его просто уволил". Очевидно, поскольку уволить неугодного мэра вправе только электорат, в ход идут экономические мины типа оскопленного бюджета или "благодеяний".
О "благодеяниях" стоит сказать особо. Прошлым летом, когда стенания жителей Курска по поводу неремонтируемых улиц достигли пика, Михайлов их "успокоил" - мол, я выделил сто миллионов на эти цели. Недавно его заместитель А.Зубарев похвалился - за два года целых 120 миллионов рублей "дали на курские улицы" А горожане недоумевают: почему же эти деньги нельзя было заранее внести в городской бюджет, чтобы дорожники осваивали их планомерно и продуманно? Еще более удивительны беспрерывные сообщения пресс-службы губернатора о выделениях 20, 30, 50 тысяч рублей на мелкие ремонты в больницах и школах, приобретение оборудования и даже на освещение такой-то улицы. Дело ли губернатора влезать в каждую мелочь? И опять же - почему эти деньги не внесены в городской бюджет? Очевидно, чтобы Михайлов все время выступал в роли благодетеля.
Страстное стремление имиджмейкеров губернатора изображать патрона "добрым царем" порождает просто анекдотические ситуации. Недавно Мальцев, тоже изрядный популист, в окружении прессы принял в эксплуатацию новый водозабор. Через пару дней последовало хлесткое разъяснение пресс-службы губернатора: "Сергей Иванович по обыкновению поспешил всю заслугу в строительстве водозабора присвоить себе", а она, мол, принадлежит губернатору, так как из городского бюджета выделено меньше средств, чем из областного...
Однажды сам Михайлов заявил: "Поскольку именно губернатор несет ответственность за всю область, то никакому мэру (Мальцев он или другой) не должно быть позволено нарушать общий порядок". Неудивительно, что в ответ муниципалы Курска заявляют: "Пока президент России ставит задачу развивать самую близкую к населению власть - муниципальную, государственные органы власти Курской области решили финансово похоронить самое большое муниципальное образование - город Курск...".
ДЕНЕГ НА АГИТАЦИЮ НЕ ЖАЛЕТЬ
Политическая борьба на курской арене определяется преимущественно личными амбициями ее участников, жаждущих власти и еще раз власти. Тактика у всех одна: клясться в верности Центру, в своей неизбывной заботе о населении и крепить прочное здание личной власти. Для этого призывают под свои знамена давних соратников любого толка, лишь бы были верными, называя это "созданием сильной профессиональной команды управленцев". Параллельно ведется раскрутка пропагандистско-агитационной работы, как правило, с использованием форм и методов партийно-советских времен. Она держится на двух "китах": муссировании вины предшественника и внедрении в умы благостных оценок настоящего. Так действовал, причем очень размашисто, напористо, Руцкой. Ту же линию ведет команда Михайлова.
Несколько последних месяцев, встречаясь с разными людьми, часто слышу один досадливый возглас: "Сколько можно оправдываться прошлым!" Так люди реагируют на беспрерывно звучащие уже более двух лет речи, на обширные публикации в газетах, убеждающие население, какое тяжелейшее социально-экономическое наследие оставил Руцкой. Это и почти 2-миллиардные долги по кредитам, это и просто перекачанные из бюджета в личные карманы средства, исчисляющиеся, мол, миллионами долларов, это и доведенная до "минусовой отметки" экономика. Почти ни в одном своем выступлении, интервью Михайлов не обходится без объяснения нынешних трудностей "руцкизмом". А его заместитель, бывший прокурор области Н. Ткачев настойчиво продолжает в газетах свой "антируцкистский сериал". Разоблачения, похоже, людям уже надоели. К тому же итоги губернаторства Руцкого не столь мрачны, как их теперь рисуют. В докладах облкомстата по целому ряду социально-экономических показателей тех лет виден рост.
Еще при Руцком неимоверно раздутый штат губернаторской пресс-службы продолжает заполнять подведомственные газеты, особенно районные, "начальственной" информацией и убаюкивающими корреспонденциями.
Сейчас, когда подведены итоги года, видно, что область топчется на месте, а по некоторым позициям продолжает отступать. Так меньше построено жилья, выросла безработица. За половину перевалило число убыточных предприятий. На 34 миллиона рублей выросли долги по зарплате, которые уже достигли полумиллиарда, что для некрупного региона чрезвычайно много. Показательно и то, что большую часть валовки продукции животноводства, картофеля и овощей дают бабушки и дедушки да безработные крестьяне со своих подворий.
Продолжает расти отставание от соседней Белгородской области, близкой по природно-экономическим условиям. В Центральном федеральном округе белгородцы занимают, по комплексной оценке, третью строчку после Москвы и Липецкой области, а куряне - 13-ю, входя в группу "регионов с низким уровнем развития". Вот лишь некоторые данные. Объем инвестиций в Белгородской области в расчете на человека составляет 8 340 рублей, в Курской - 4 440. Финансовая обеспеченность каждого жителя Белгородчины - 23 120 рублей, Курщины - 13 880 (данные Минэкономразвития РФ)... Можно привести еще ряд показателей, и все они свидетельствуют, что на социально-экономический кризис Курской области новый губернатор почти не повлиял. Конечно, некоторые сдвиги к лучшему есть, но они чаще определяются общим ходом жизни, действиями федеральной власти. Один только штрих. Если три-четыре года назад Курская область получала от федерального центра 400-600 миллионов рублей трансфертов, то в 2001 году помощь выросла в 1,7 раза, в прошлом году - больше уже в два раза. Эти-то деньги и позволяют губернатору совершать время от времени "социальные благодеяния", поддерживая имидж "заботливого отца".