Напомним, что Киотский протокол был принят в 1997 году. Этот документ определил для всех государств допустимые нормы выброса парниковых газов, а также механизм торговли "квотами на загрязнение". Если, положим, страна "коптит небо" меньше, чем установлено нормативом, то разницу можно продать более промышленно развитым государствам. Документ вступит в силу, если будет ратифицирован странами, на долю которых в 1990 году приходилось 55 процентов выбросов. Сейчас к протоколу присоединилось 105 государств, однако все вместе они выбрасывали в атмосферу меньше 44 процентов парниковых газов.
Разъяснить позицию России мы попросили директора Института проблем глобализации доктора экономических наук Михаила ДЕЛЯГИНА.
- Сейчас много говорят о том, что за последнее столетие промышленные выбросы привели к глобальному потеплению, - говорит он. - Однако у науки нет данных о "температурной истории" планеты. Многие вообще склоняются к версии, что это нормальное циклическое колебание параметров биосферы, вызванное объективными закономерностями.
Но даже если предположить, что в изменении климата виноваты именно парниковые газы, то выполнение условий Киотского протокола тут не поможет. Директор Института глобального климата и экологии академик Ю. Израэль подсчитал: к 2012 году при полном бездействии мирового сообщества по охране окружающей среды концентрация в атмосфере углекислого газа вырастет на 5,4 процента, а при точном исполнении условий Киотского протокола - на 4,9 процента. То есть этот документ заметно экологию не улучшит. Значит, это проект коммерческий, и именно так и надо его оценивать.
- У любого коммерческого проекта есть автор, преследующий свою выгоду.
- Локомотивом киотского процесса является Евросоюз. Там действительно опасный уровень загрязнения окружающей среды, поэтому "зеленые" навязали экономике исключительно высокие экологические стандарты. А это оборачивается ростом себестоимости продукции и снижением ее конкурентоспособности. Самое оптимальное для Старого Света решение - распространение европейских экологических правил на остальной мир. Но если раньше США поддерживали движение "зеленых" в Европе, то с появлением киотского процесса эта политика едва не ударила по самим американцам. По реестру 1990 года на них приходилось больше всех выбросов - 23 процента. То есть они должны были квоты покупать, что привело бы к удорожанию их товаров. Белый дом быстро разобрался в ситуации, и администрация Буша-младшего от поддержки Киотского протокола отказалась.
- В России сейчас промышленных выбросов не так много. Почему Еврокомиссия заявляет, что судьба протокола целиком зависит от нас?
- Потому что точкой отсчета служит все тот же 1990 год, когда промышленность работала и вовсю коптила небо. Тогда их на нашу долю приходилось 17,4 процента. И если Россия ратифицирует протокол, то искомые 55 процентов будут набраны.
- И что нам за это будет?
- Скорее всего, ничего. Потому что Киотский протокол учитывает только выбросы парниковых газов. Хотя в соответствии с экологической логикой разумно было бы считать разницу между уровнями загрязнения и поглощением углекислого газа растительным миром. Тогда сальдо было бы в нашу пользу: Россия дает сейчас всего 6 процентов выбросов, а лесные массивы, оздоровляющие атмосферу, у нас самые большие в мире.
Скажу больше. Киотский протокол взял за точку отсчета самый пиковый для советской экономики год, а скажем, Китай тогда находился в начале своего рывка. Сейчас все изменилось: в России производство сократилось в отличие от стратегических конкурентов. Как считают эксперты, в Индии за семь лет экономика может вырасти на 50 процентов. Китай уже сейчас дает 12,4 процента промышленных выбросов и скоро по этому показателю выйдет на первое место в мире. Однако в протоколе обе они сохраняют статус бедных стран, которые не обязаны сокращать свои выбросы. А Россия почему-то должна это делать.
- А если бы вопрос был решен по справедливости, продажа квот принесла бы хорошую прибыль?
- Среди ратифицировавших документ в основном беднейшие страны, мало загрязняющие атмосферу. Так что продавцов квот намного больше, чем покупателей. В такой ситуации развитые страны начнут торговаться, а бедные - предлагать демпинговые цены.
- То есть России ратификация Киотского протокола невыгодна?
- В том виде, как сейчас, - нет. Мы должны использовать уникальную ситуацию, когда судьба протокола зависит от России, и навязать свои условия. Если этого не сделать сейчас, то можем попасть в очень неприятную ситуацию в ближайшем будущем.