Но вряд ли кто будет обвинять его в том, что оно не любит женщин. Напротив, «телевизионные деятели искусств» прекрасную половину человечества обожают. Именно под нее подстроена эфирная сетка многих каналов. А если учесть, что дамы составляют наиболее весомую часть их аудитории, налицо противоречие: как можно одновременно не любить и обожать?
Действительно, изучаешь программу будних дней Первого канала и «России 1» и поневоле приходишь к мысли, что мужики в это время находиться у «ящика» не могут априори. Ну, разве что, короткие новости пару раз посмотреть. Ни спорта нет, ни про автомобили что-нибудь, ни про охоту с рыбалкой. Сплошь все о здоровье, замужестве, моде. А также душещипательные беседы с именитыми гостями и публичный разбор семейных неурядиц. «Россия», правда, показывает и про криминал, «Тайны следствия», например, но там главная героиня — дама. И, стало быть, этот сериал сродни женским детективам, столь любимым слабым полом.
Есть, конечно, НТВ с его бесконечными боевиками. Но в силу своего однообразия они быстро надоедают. Да что там! Даже спортивный «Матч» его создатели умудрились наполнить передачами, адресованными, скорей, к женской и вовсе не к аудитории болельщиков: диеты, драматические судьбы, первые леди государств.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть многосерийные мелодрамы, которыми телевидение пичкает прекрасных зрительниц с утра до вечера. Встречаются и вполне приличные, но чаще все же — полный отстой. Но, как это ни парадоксально прозвучит, среди всего этого множества практически нет сериалов о: любви. Просто о любви. О такой, например, как у Чехова: двое полюбили друг друга, но у обоих — семьи. И как быть дальше, они не знают, но и поставить крест на своих чувствах не могут. А представляете, что бы сделали наши сценаристы, если бы им в голову взбрело осуществить проект по мотивам «Дамы с собачкой»?! Через какие круги ада пришлось бы пройти Гурову, Анне Сергеевне и даже белому шпицу! Банкротство, желтый дом, каторга. Несколько убийств. Это как минимум. Фантазия отечественных драматургов неисчерпаема.
Подтверждением последнему тезису может служить сериал «Тальянка», только что прошедший на «Первом». Его авторы утверждают, что в основу сюжета легла реальная история про советского солдата, который попал в плен, бежал и оказался во Франции. Там женился и после войны привез жену-иностранку в родную деревню. Но вскоре бросил ее ради русской красавицы, живущей в соседнем селе. Француженка же так в России и осталась, хотя и имела возможность уехать. Казалось бы, здесь есть все для увлекательного повествования: война, личная драма, ревность, жизнь женщины, неприспособленной к жестокому быту нищей глубинки. Во что же это превратилось в «Тальянке»?
После бегства из концлагеря советский летчик воюет в итальянском Сопротивлении. Там влюбляется в Джульетту. Она — санитарка, очаровательная и, как и все итальянки, белокурая (ее играет полька Йоанна Моро, знакомая нам по роли Анны Герман). У пары рождается дочь. После войны они едут в СССР. На границе их обвиняют в шпионаже и разлучают. Но конвоируемый летчик встречает на дороге, конечно же, совершенно случайно своего бывшего командира, ставшего важным генералом. Всех тут же отпускают. Но по прибытии на место выясняется, что русская жена героя и его сын не погибли, как он думал. Летчик разрывается на части, пока его не отправляют воевать с империалистической Японией. Там он погибает, и общее горе сближает женщин. Джульетту пытается изнасиловать председатель колхоза, тогда отец летчика его убивает, а потом кончает жизнь самоубийством. Но тут оказывается, что главный герой вовсе и не погиб. Тем временем итальянку начинает разыскивать влюбленный в нее соотечественник, прежде воевавший в полку «Нормандия-Неман», а теперь работающий в посольстве в СССР. Такое нагромождение событий случается только в первых двух сериях.
Дальше — больше. Летчик увозит жену № 2 с дочкой в город. Там Джульетта вступает в отношения с секретарем обкома. Но супруга партайгеноссе пишет на нее донос и та оказывается в тюрьме. Летчик тоже оказывается в тюрьме, а дочку белокурой красавицы забирает жена № 1. И главный герой угоняет самолет, чтобы забрать дочку. Потом итальянка умирает в застенках, и ее друг-дипломат прекращает поиски. Но она не умирает. В сериале даже Сталин успевает появиться. Правда, не Иосиф, а Василий, но все равно приятно. И это еще не все. Но, кажется, перечисленного вполне достаточно, чтобы понять, что любить по-русски непросто.
Как и положено настоящему искусству, «Тальянка», «Дом с лилиями», «Любовная сеть» иже с ними позволяют нашим дамам компенсировать отсутствие бурных страстей в реальной жизни. Пережив вместе с героинями все их несчастья, они с большей благосклонностью смотрят на своих мужей, вечно хмурых из-за курса доллара, страха потерять работу и очередных фиаско отечественного футбола.
И все же, установив в канун женского праздника, что российское ТВ наших женщин любит и всячески заботится о них, мы пока так и не ответили на вопрос, почему же оно так часто угощает их, скажем так, недоброкачественным продуктом? А потому, что телезрительницы — они тоже люди. И, значит, выражаясь некогда модным в телевизионных кругах постулатом — «пипл все схавает». Они давным-давно привыкли к такой вот любви к себе и даже научились отвечать взаимностью.