Бог воплощается и принимает плоть - небо и земля соединяются. Но для того, чтобы произошло чудо встречи Бога и человека, нужно, чтобы человек принял Бога, дал свое согласие на Его действие. Но Дева Мария не знает мужа, Она не представляет Себе, что такое рождение возможно. "Как это будет?" - вопрошает Она Архангела. Он отвечает, что это совершится Духом Святым: Он "найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк. 1,35). И тогда Мария соглашается: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1,38). И после этих слов благовестие исполняется.
Но без добровольного согласия Марии Бог не мог бы стать Человеком. Он не мог бы воплотиться, так как никогда не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Бог всегда ожидает добровольного ответа от человека, его личного участия. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью или отклонить Его предложение или призыв. Мы свободны, и Господь не разлюбит нас за наш отказ. Вот что необходимо понять в первую очередь. Мы лишаемся света, мы теряем опору внутри себя, а не Бог карает нас. Мы можем стать сынами Света, стать подобными Богу, потому что Бог вочеловечился именно для того, чтобы человек обожился. Он зовет нас, чтобы вернуть нам утраченное подобие Свое. Но мы вольны ответить или не ответить на Его зов.
Собственно христиане - это не те, кто поборол свои грехи и стал "хорошим", а те, кто откликнулся на этот священный вечный зов Бога. Откликнулся, чтобы принять Бога в свою жизнь, в свою плоть, подобно Деве Марии. Но тут мало одного согласия и даже одной решимости. Согласие принять Христа - это согласие на борьбу, согласие на изживание в себе ветхого человека, который не может отступить сразу. Так что, называя себя христианами, мы являем свою цель. Цель наша - Христос. И мы идем к нему всю жизнь, хотя Он никуда от нас не уходит.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы свидетельствует, что Христа можно не только принять в себя, но и сохранить в себе. Богородица прежде всего показала нам этот путь обожения, которым прошла Сама. Первая из людей Она сподобилась такого просвещения, что в одной из церковных молитв Ее назвали "честнее (выше) всех Херувимов и славнее всех Серафимов". Ее избранничество было основано на Ее жажде служения Богу, личной готовности исполнять Его волю. Все существо Ее было подчинено этому.
Современного человека не может не потрясти это смиренное участие в великом, участие, которое не притязает на личную славу ни в какой мере...Переживание всепоглощающей любви Божией - вот начало смирения. Это особое внутреннее устроение, особая тишина, когда слова Божии становятся единственным нашим проводником. Смирение означает полную открытость Богу, как мы уже говорили, отдачу себя в Его волю, готовность принять от Него все с благодарностью. И мы испытываем большое, истинное духовное счастье предстояния перед Богом и общения с Ним.
С наступающим праздником Благовещения!