18 июня 2018г.
МОСКВА 
20...22°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 62.69   € 72.53
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТОЛЬКО, ПОЖАЛУЙСТА, БЕЗ ЗАЛПОВ!

Здесь всегда многолюдно. Очереди у трапа бывают такие - Эрмитаж позавидует! Особенно сейчас, летом, в пору белых ночей. В их сероватой дымке крейсер "Аврора" смотрится величественно, кажется неприступной морской крепостью.

Говорят, именно по ночам здесь происходит все самое интересное: оживают тени боевого прошлого, самопроизвольно бьют склянки, приветствуя их, а также влюбленных, примостившихся близ корабля на гранитных парапетах набережной. По давнему городскому преданию, кто объяснится в любви у "Авроры" или на "Авроре" - будет счастлив со своим избранником всю жизнь...
Но я пришла сюда днем. И не пожалела! Первым делом встала в очередь желающих попасть на легендарный крейсер. Между прочим, один из старейших в мире - спущен на воду был он 106 лет назад! За прошедшие десятилетия корабль внешне мало изменился. "У него ведь киля давно нет, поставлен на подводный бетонный постамент", - слышу разговор двух молодых людей, явно не петербуржцев. Знакомлюсь: братья Иван и Николай Шустовы. Второй день в северной столице, приехали с Урала на неделю "посмотреть город" и вот сразу сюда, на Петровскую набережную.
Про постамент вместо киля - это байка. Командир "Авроры", капитан первого ранга Анатолий Бажанов рассказывает, что родилась она после ремонта 20-летней давности. В середине 80-х крейсер чинили капитально. Самые сложные работы были как раз ниже ватерлинии. Киль обновили, но ни о каком "постаменте" и речи не шло. Сейчас, кстати, подводную часть корабля ежегодно осматривают водолазы.
Наш разговор с братьями слышит симпатичный морячок, регулирующий поток экскурсантов, стремящихся попасть на "Аврору".
- О крейсере ходит много баек, вы их поменьше слушайте, - говорит он. - На самом деле корабль сохранился почти в первозданном виде, только кубрики стали более удобными, современными да техническая часть. "Аврора" может жить в автономном режиме!
Моряка зовут Игорь Соболев. Ему 19 лет. Родом из Нижегородской области. На "Авроре" проходит срочную службу. По морской своей специальности он марсовый (есть такая площадка на грот-мачте). Но вообще, конечно, как и остальные 29 служивых, никакой работы на крейсере не чурается. И с гордостью рассказывает как о вертикально летящих вниз корабельных трапах, до блеска отшлифованных моряцкими ботинками, так и об орудиях, дававших жару гитлеровцам в годы Великой Отечественной войны, и о машинно-котельном отделении, и о музее.
В музей я попала спустя примерно полчаса стояния в очереди. Запускают туда группами по 7 - 10 человек, чтобы не толкались, все спокойно рассмотрели, услышали, что рассказывает его хранитель контр-адмирал Лев Давыдович Чернавин. Он в эти дни принимает поздравления: музею исполняется 50 лет! 12 из них Лев Давыдович его начальник. Во многом благодаря его усилиям постоянно пополняется экспозиция, насчитывающая около 1000 экспонатов. Одно из недавних поступлений - фотографии командиров корабля прежде всего дореволюционной поры. Немало архивов изучил контр-адмирал со своими помощниками, прежде чем найти их, решить вопрос о передаче на вечное хранение в музей крейсера.
Обосновался музей, созданный в 1956 году, в бывших матросских кубриках. В одном из них, помимо стендов, сохранились несколько коек, в том числе подвесных, такой же подвесной стол с алюминиевыми тарелками и чашками. После сна и еды все подвесы снимались, складывались в специальный мешок, кубрик становился обычной корабельной "рабочей зоной".
Из музея прямой путь в машинно-котельное отделение, гордость сегодняшней "Авроры". Все в таком состоянии, что хоть сейчас запускай машины! Народ здесь толпится подолгу, разглядывая диковинку. И мало кто догадывается, каких усилий стоит команде поддерживать в этом отделении идеальный порядок, будто вот-вот идти крейсеру в поход.
Экскурсантов проходит на корабле до полутора - двух тысяч человек в день. В год "набегает" до 350 тысяч человек. Не только россиян, но гостей из разных уголков мира. В очереди со мной терпеливо стояли, например, японцы. Человек 10 дотошно выясняли у вахтенного, что можно на корабле фотографировать, что нельзя, куда разрешено спуститься-подняться. Но потому, как потом легко ориентировались между мачт и орудий, шустро сбегали по трапам и почти не задавали вопросов, я поняла: здесь они уже не в первый раз.
- Иностранные делегации встречаем регулярно, - говорит капитан 2-го ранга Николай Амелько. - Чаще всего это военные министры. Экскурсии по кораблю они воспринимают обычно как важную часть своей теоретической подготовки. Принимаем их в большой кают-компании. И хоть регламент таких приемов строго ограничен по времени, наши гости нередко засиживаются допоздна. Нравится им у нас.
За 50 лет существования музея - во многом благодаря ему "Аврора" обрела вторую, мемориальную, жизнь - на корабле побывало более 30 миллионов посетителей. Контр-адмирал Чернавин считает, что это... только начало. Чем дальше, говорит, от ХХ века, тем больший будет интерес к крейсеру. И не исторический холостой выстрел октября 1917 года, "перевернувший Россию", интересует людей. А то, как строили наши предшественники корабли, инженерная мысль создателей "Авроры". И умение моряков ХХI века все это беречь.
Однако не всегда после 1956 года "Аврора" использовалась в музейных целях. Так, 21 ноября 1996 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в присутствии представителей руководства города, начальства Военно-морской академии состоялось перезахоронение доставленного из Бельгии праха замечательного русского гидрографа и мореплавателя Б.А. Вилькицкого. После того как герою были отданы воинские почести и отгремели залпы салюта на его могиле, все присутствующие на похоронах отправились на крейсер "Аврора", чтобы помянуть Бориса Андреевича.


Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!