Главная Культура 00:07 05 Сентября 2013 148
Анна Урманцева: Кто-то считает, что РАН - это «беги» по-английски

По словам автора программы «Мозговой штурм» на ТВЦ, есть люди, которые не знают о существовании Академии наук

Сергей Беднов

Наука в эфире наших федеральных каналов — редкий гость. Как и большие ученые. Имеются в виду настоящая наука и настоящие ученые, а не магистры магии или доктора астрологии. Этих-то как раз пруд пруди. Академики и профессора появляются на экране в основном тогда, когда надо прокомментировать какое-нибудь событие, от физики, химии и прочей математики весьма далекое.Одно из немногих исключений — программа «Мозговой штурм» на канале «ТВ-Центр». Ее автор и ведущая Анна Урманцева собирает в студии самых что ни на есть настоящих ученых, которые говорят (а иногда и спорят до хрипоты) о глобальных научных проблемах.

— Существует стереотип: программы о «серьезных сферах» должны вести серьезные люди. Когда о высоких материях говорил Капица, это изначально вызывало доверие. Анна, не боялись ли вы, затевая «Мозговой штурм», что молодая красивая женщина будет восприниматься не как полноценный ведущий программы о науке, а всего лишь как некое связующее звено между монологами «зубров»?

— Всегда перед запуском любой программы есть некая оторопь. Особенно когда до тебя в этой сфере работали такие выдающиеся люди, как Капица. Но главный рубеж в данном случае, который надо пройти, — это не выход к зрителям, а первоначальный выход к ученым. К тебе в студию должны прийти люди, которые по сути являются самыми лучшими специалистами в своих областях. Специально для выделения из общества этих людей придуманы особые обозначения: «академик», «член-корреспондент», «доктор наук» и т.д. Если получается говорить с этими людьми, если они благодарят, выражают готовность прийти еще раз, предлагают собственные темы, значит, есть вероятность, что и зритель будет относиться к тебе серьезно.

Комплексы по поводу «связующего звена» — это удел тех, кто считает, что автор и ведущий может самовыражаться только вербально. Но представьте, что вам дана возможность, как в шахматной партии, сделать ставку именно на те фигуры, которые, с вашей точки зрения, должны вы-играть (я имею в виду экспертов). Подобрать им достойного противника, чтобы игра была интересной и для них, и для зрителя. Полностью продумать ход игры, запланировать провокации, предусмотреть моменты «ложных проигрышей» с последующим выходом на неожиданную победу — и потом просто наблюдать. Это ни с чем не сравнимое удовольствие.

— Но ведь бывает, что «партия» идет не так, как задумывалось?

— Бывает. И именно в этих ситуациях я начинаю говорить. Но сама скорее воспринимаю такие моменты как провал изначально продуманной, красиво спланированной операции под названием «Мозговой штурм».

— Всегда есть ощущение, что вы глубоко погружены в материал. А ведь ваши программы представляют столь разные сферы...

— Здесь я нахожусь в уникальной ситуации, которая редко бывает дана ведущим. Дело в том, что я еще являюсь автором рубрики «Популярная наука», которая выходит два раза в неделю на утреннем канале «Настроение» телеканала «ТВ-Центр». Поэтому я сама, как обычный корреспондент, еженедельно езжу по институтам, проверяю на себе новые методики, присутствую на операциях и т.д. А то, что ты видишь своими глазами, нельзя сравнить ни с какой, даже самой проверенной информацией, исходящей от других людей. Два дня назад я стояла рядом с Сергеем Владимировичем Готье — нашим трансплантологом № 1, который делал пересадку сегмента печени от матери годовалому ребенку. Мы ушли спустя пять часов, а для хирургов это была ровно половина пути до окончания операции. Но и наши пять часов — немало, не правда ли? А теперь представьте, что вы сами снимаете пять часов подряд. Представьте себе каждую минуту этого времени. Вы видите бесконечно сгорбленных людей над открытой раной. Некоторые из хирургов опираются на такие специальные железные «костыли», чтобы им было легче держаться. Конечно, есть огромная разница между тем, чтобы просто видеть, и тем, чтобы делать самому, как это делают хирурги. Но только так (и в этом я абсолютно уверена) можно действительно погрузиться в материал.

— Что вообще сейчас происходит с наукой на ТВ?

— С наукой на телевидении происходит то же самое, что и со здоровой пищей на улицах нашего города. Не хочешь фастфуда — будешь долго ходить, искать, а когда найдешь — сомневаться в качестве ингредиентов. Конечно, можно ходить в «Макдоналдс» и есть там салат. Вот именно так мы себя («Мозговой штурм») в нашем телевизионном потоке и ощущаем. То есть мы ощущаем себя изгоями. Кругом пахнет картошкой фри, а мы все пытаемся посчитать в еде витамины и минералы.

Но при этом — именно по причине распространенности в телевизионном эфире фастфуда — в общем-то неважно, какие программы о науке выходят, главное, чтобы они были. Сейчас не может быть между нами (российскими телевизионными программами о науке) никакого соревнования и взаимной критики. Поэтому я рада абсолютно всем журналистам, которые пытаются работать на нашем поле. Сама нередко смотрю программу «Academia» на «Культуре» — прекрасный проект.

Кстати, у существования такого нужного нашей стране канала, как «Культура», есть и оборотная сторона. Оно дало право телевизионным менеджерам сделать остальные каналы «бескультурными». Только заикнешься о приглашении в студию какого-то глубокого человека — сразу «нет, это прерогатива «Культуры», пусть идет туда». А ведь есть не только квартиры, но и целые регионы, в которых вообще не включают этот телеканал! Отсюда целое поколение молодых людей, которые даже не догадываются о существовании у нас в стране, например, Академии наук.

— Какие темы в планах?

— 9 сентября выйдет программа «Будущее РАН». На глазах у зрителей развернется очень напряженный разговор ведущих ученых нашей страны, среди которых настоящие титаны: нобелевский лауреат по физике, академик РАН, вице-президент РАН Жорес Алферов и академик РАН, член президиума РАН, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Евгений Велихов. Не секрет, что эти люди по-разному смотрят на будущее академии. Есть в этом разговоре и страшные признания, есть в нем и слезы на глазах одного из участников, есть и момент, когда Алферов держит за плечи своего единомышленника, опасаясь, что тот бросится с кулаками на оппонента.

Также к этой программе мы подготовили два опроса, которые отражают отношение людей на улице к событиям, происходящим с РАН. Один опрос снят около метро «Университет» — там люди цитируют Лавуазье и абсолютно в курсе событий. А другой опрос — около Белорусского вокзала: это то, о чем я говорила. Там люди в принципе не знают о существовании академии, а один человек на вопрос: «Что такое РАН?» — отвечает: «Беги». То есть переводит это слово с английского языка. Символично, не правда ли?

А на октябрь запланирован выход книги «Мозговой штурм. Избранные дискуссии». Это полный вариант записанных бесед, который в три раза больше того, что идет в эфир.

— Вы лично следите за судьбой РАН?

— Мои родители всю жизнь проработали в Российской академии наук — конечно, меня волнует ее судьба. Новейшая история РАН напоминает мне судьбу пленника. Полную сил и идей академию пленили в 90-е годы, потом десятилетиями не кормили, не давали развиваться. Так постепенно истощались ее силы, люди старели, оборудование ржавело, надежд на освобождение оставалось все меньше...

И вот сейчас наступил принципиальный момент: пленника толкают носком сапога и смотрят — жив он еще или уже можно забрать ту истлевшую одежду, которая на него надета? Понятно, что если силы у пленника еще остались, он должен начать кричать и сопротивляться. И я верю в это сопротивление. Потому что в России — даже несмотря на предыдущий голодный для науки период — живые ученые остались. Более того, остались одни оптимисты.

Наше досье

Анна Урманцева

родилась в Москве, в семье ученых. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Работала на каналах РТР, «Культура», С 2007 года — на «ТВ-Центре». Вела рубрику «Без настроения» в утренней программе «Настроение», в настоящий момент ведет рубрику «Популярная наука». С марта 2012 года — автор, руководитель и ведущая цикла «Мозговой штурм».

 

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 5738
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 4623
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4492
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4087
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4015
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?