«Труд» задался вопросом, стала ли индустрия мюзиклов за 10 лет существования в России коммерчески успешной или попытки продюсеров обречены на провал.
Эпоха российского мюзикла началась 10 лет назад, и старт ей дал поставленный в сезоне 1999–2000 годов спектакль «Метро». Постановки с этим жанровым грифом появлялись в России и раньше, но были редки и жили, как правило, недолго. «Метро» произвело переворот. Шло четыре сезона, его продюсеры Катерина
Ни дня без мюзикла
Уже в «Метро» были заложены типичные для российского мюзикла продюсерские перекосы. Показ не был ежедневным, а занимал примерно две недели в месяц. Хотя в мире известно, что коммерчески успешным может быть только мюзикл, идущий ежедневно.
В России сейчас лишь одна компания живет по этому закону — российская продюсерская фирма Stage Entertainment, входящая в состав крупнейшего международного театрального холдинга, представленного в большинстве европейских стран. Ее руководитель Дмитрий Богачев объяснил «Труду»: «Предпремьерные инвестиции в наши постановки в России („Cats“, „Mamma mia!“, „Красавица и Чудовище“, „Zorro“) колеблются от 3 до 4 миллионов евро. Если вам говорят, что постановочный бюджет
Чудес не бывает: либо отечественные продюсеры жертвуют качеством, к примеру заменяя живой оркестр фонограммой или упрощая декорации, либо вообще часть расходов скрывается, так как источник финансирования сомнителен. Чтобы наша аудитория могла позволить себе семейный поход в театр пару раз в год, цены на билеты должны быть в пределах 1500–2500 рублей. Значит, успешный спектакль должен идти ежевечерне не меньше 500 раз, чтобы принести ощутимую прибыль. И это при заполняемости зала 80–90%, а при 50–60% вы рискуете оказаться в минусе».
Русский метод
Большинство наших продюсеров предпочитают самобытный российский путь: не ежедневный показ, а так называемый блочный. В независимых компаниях он невозможен, а вот в государственных, таких как Московская оперетта (
«Термин „самоокупаемость“ вряд ли применим к проектам Оперетты и Et Cetera, — замечает театральный продюсер Дмитрий Калантаров. — Ведь значительная часть ресурсов здесь — государственные деньги, а в случае с „Продюсерами“ — еще и масса спонсоров». С ним согласна театровед Екатерина Гаева. «Дважды в месяц собирать и разбирать декорации очень затратно, — говорит она. — Хитрость в том, что гостеатры свободны от платы за аренду площадки и других трат. В бюджете таких мюзиклов до 80% занимают госсредства, идущие, однако, на частный по сути проект, прибыль от которого не возвращается государству, а остается в карманах устроителей шоу. Насколько корректна такая „экономика“, большой вопрос».
У них и у нас
В лондонском
И все же в этом сезоне впервые за много лет в Москве одновременно будут существовать сразу два мюзикла ежедневного показа: 15 октября к только что стартовавшему в Stage Entertainment «Зорро» добавится «Обыкновенное чудо» в Центре на Дубровке. Символично, что это мюзикл не импортный, а целиком российский, основанный на популярной музыке Геннадия Гладкова и стихах Юлия Кима. И пойдет он на той же площадке, на которой шел первый русский ежедневный мюзикл