В России в очередной раз могут измениться правила дорожного движения. На этот раз инициатором новшеств выступил Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, пишет в среду, 5 октября «Коммерсантъ».
Сотрудники исследовательского учреждения подготовили презентацию, которая была показана руководству ГИБДД на конгрессе по безопасности дорожного движения, проходящем в Санкт-Петербурге. Правительственные эксперты полагают, что изменение ряда статей в КоАП и ПДД поможет существенно улучшить ситуацию на российских дорогах.
Без заторов
Прежде всего, разработчики поправок предлагают отказаться от термина «затор», поскольку точно сформулировать это понятие практически невозможно. Сейчас он используется в статье 12.13 КоАП, предусматривающей штраф в размере тысячи рублей за выезд и остановку на перекрестке, если эти действия блокировали движение транспорта в поперечном направлении.
На практике практически никогда невозможно доказать, что нарушитель встал на пересечении проезжих частей по собственной воле, а не был вынужден остановиться вслед за впереди идущим транспортом, отмечают авторы презентации. Вместо неопределенного юридического термина эксперты предложили применять сетчатую разметку желтого цвета на пересечении проезжих частей. Водителям будет запрещено останавливаться на этой разметке; иными словами, участники движения должны будут въезжать на перекресток только в случае, если за ним не стоит транспорт.
Предупреждать водителей о приближении к таким перекресткам будут специальные знаки – желтая сетка на фоне белого прямоугольника, а нарушения фиксировать специально установленные камеры. Аналогичные нормы действуют в Лондоне: согласно тамошним правилам, «если транспорт движется медленно, и вы видите красные тормозные огни, вам следует остерегаться остановки в пределах обозначенной зоны».
Обозреватели отметили, что в России уже проводился эксперимент с так называемыми «вафельницами»: в этом году на трех московских перекрестках была нанесена желтая сетка. Однако использовалась она для фиксации проезда на красный свет. В целом новшество показало себя неплохо, но пугает цена подготовки: в реалиях российской столицы раскраска одного перекрестка обошлась городскому бюджету в 300 тысяч рублей.
Не суй свой бампер
Кроме того, авторы презентации предложили подредактировать статью 12.12.2 КоАП, которая наказывает штрафом в 800 рублей пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале светофора.
Проблем сейчас состоит в том, что ни ПДД, ни КоАП нигде не расшифровывают, что является пересечением стоп-линии. В отсутствии четко прописанного правила возникают различные толкования. В большинстве регионов было принято считать, что пересечение состоялось, если на линию наехало переднее колесо автотранспорта. Эксперты предлагают изменить это положение, и на федеральном уровне закрепить правило, что нарушение стоп-линии наступает, если ее пересекает «крайняя точка контура передней выступающей части транспортного средства» – то есть бампер машины.
Фиксироваться такие нарушения должны в автоматическом режиме, с помощью специальных камер.
Эксперты довольны
Руководство Госавтоинспекции пока не отреагировало на предложения правительственных специалистов, хотя по словам Евгения Литвина, члена общественной организации «Координационный совет по безопасности дорожного движения», выступившей заказчиком исследовательской работы, в ГИБДД с предложенными поправками ознакомились.
Однако эксперты и юристы из других ведомств в целом остались довольны. В частности, депутат Госдум Вячеслав Лысаков, выдвинутый на пост первого зампреда комитета по законодательству и госстроительству, заявил, что предложения требуют обсуждения и определенных уточнений, однако в целом оценил подход разработчиков как «правильный».
«Любая конкретизация состава административного правонарушения только приветствуется, - полагает парламентарий. – Чем больше четких критериев, тем понятнее для водителей. Особенно для тех, кто обжалует решения».
В свою очередь автоюрист и эксперт ОНФ по безопасности дорожного движения Екатерина Соловьева не согласилась с поправками относительно пересечения стоп-линии, но высоко оценила идею нанесения дополнительной разметки на перекресток.
«Водитель, особенно зимой, особенно при повороте налево, не в состоянии оценить, насколько он в границах перекрестка и может ли закончить маневр, - отметила Васильева. – Из-за этого уже очень много ошибочных штрафов выписано». Новая разметка, по ее мнению, позволит водителям более адекватно оценивать ситуацию. Что же касается новаций относительно стоп-линии, то, по мнению автоюриста, они должны быть прописаны в Госстандарте, работы над которым сейчас ведутся.