Главная Работа Люди 00:05 06 Марта 2013 137
«Упертая в шпалу? Так это комплимент!»

Светлана Разина защищает права трудящихся под землей и на земле

Анатолий Журин

Как настоящая русская женщина, Светлана Разина ищет в жизни трудности, чтобы их героически преодолевать. Такой выбор она, молодой машинист метрополитена, сделала 35 лет назад, когда советские власти решили избавить советских женщин от вредного труда.

Работники столичной подземки собрались тогда на митинг на станции метро «Ждановская», и Светлана Разина собирала подписи под возмущенным коллективным письмом в адрес генсека Леонида Брежнева. Ответ из ЦК пришел такой: «Женщин, отработавших машинистами 10 лет, оставить на производстве». Они были на седьмом небе от счастья. А Светлана Григорьевна, конечно, не могла знать, что этот опыт еще пригодится. В 90-е годы, когда перестали вовремя платить зарплату, к ней пришли коллеги. И появился Независимый профсоюз машинистов Московского метрополитена, который Разина возглавила. Ей было уготовано судьбой стать последней на метрополитене женщиной-машинистом и первой женщиной-профлидером. Вот и наш разговор накануне 8 Марта пошел не о весне...

— Светлана Григорьевна, двери вашего офиса на Большой Тульской не закрываются даже в выходные...

— Так ведь в метро тоже нет ни выходных, ни праздников. Раньше, когда работала, люди меня отлавливали перед сменой или в обеденный перерыв. А сейчас приходят за помощью или консультацией, когда им удобно.

— Есть у профсоюза что занести в актив?

— Например, мы много лет боролись с использованием на линиях неисправных вагонов — и победили. Теперь при малейшем подозрении состав загоняется в депо. Благодаря в том числе нашим усилиям стали жестче требования к качеству ремонта, к контролю за состоянием линий.

— Извините, а какое это имеет отношение к защите трудовых прав?

— Все, что касается безопасности, имеет отношение к условиям труда, а часто и к жизни работника. В 1994-м на Серпуховской линии убрали светофоры — и сразу четыре столкновения поездов подряд. За особенно серьезную аварию начальство пыталось свалить вину на машиниста, ему грозило 8 лет тюрьмы. Мы не дали парня в обиду.

А вообще мы семь раз судились с администрацией, и все процессы выиграли. К слову, наша жесткая позиция не нравилась официальному Дорпрофсожу. Однажды один из инспекторов труда за глаза обозвал меня упертой в шпалу. Так это комплимент для меня!

— Наверное, работодателям ваш профсоюз тем более не нравится?

— Я скажу так: мы находим общий язык. Скажем, когда профсоюз создавался, я к начальнику метрополитена Евгению Дубченко приходила не только с претензиями, но и с конкретными предложениями. Со сменившего его Дмитрия Гаева полгода не снимали приставки «и. о.» из-за того, что мы объявили предзабастовочную готовность. Но потом сели за стол и обо всем договорились. К сожалению, пока нет рабочих контактов с новым руководителем метрополитена Иваном Бесединым. С ним пришли новые люди, с железной дороги, многого в специфике метрополитена не понимают. Вот дежурных по станции заставили проверять лицензии у торговцев, следить за полицейскими постами в подземке, заряжать металлоискатели. Ради экономии на линиях сократили парность (так называют пару «машинист-поезд»). Дополнительные обязанности и нагрузки — это усталость, которая чревата большими неприятностями.

— А сейчас говорят, что поезда скоро начнут ходить вовсе без машиниста.

— Ну не знаю: В Японии попробовали, но пришлось сажать человека: пассажиров пугала пустая кабина. А Москва — это вообще особый случай. В часы пик народ в вагонах буквально утрамбовывают. Я считаю, без машиниста не обойтись. Особенно на сильно загруженных линиях.

Еще усложняет работу добавление восьмого вагона — значительно возрастает напряжение при остановке строго у указателя. К тому же за дополнительный вагон никто не доплачивает. А с недавних пор машинисту вменяется в обязанность в случае попадания пассажира под поезд его вытаскивать. В Берлине, например, эта обязанность лежит на специальной службе.

— Работа машиниста тяжелая, но и престижная, так?

— Лично я лучше работы не знаю. Но не верьте рекламе, которая сулит золотые горы. Начинающий машинист, без выслуги и классности, получает 47-50 тысяч рублей в месяц. На зарплату вдвое больше может рассчитывать только тот, у кого 30 лет стажа, первый класс и должность старшего по составу. Это, считаю, не так много. Вообще работа под землей, по 12 часов, рано или поздно дает о себе знать. Особенно у проходчиков, шагающих по шпалам, — сырость, ужасный запах креозота. Надо доплачивать и эскалаторщикам, там много ручного труда. При этом для работников метрополитена отсутствует перечень профзаболеваний. И это одно из требований, которые мы сегодня формулируем перед работодателями и законодателями. Ведь даже молодых списывают по состоянию здоровья, а отраслевой профсоюз этого не хочет замечать. Пока добиться компенсации можно только через суд, что, кстати, нам не раз удавалось.

— Сегодня среди машинистов метрополитена представителей слабого пола не встретишь. Почему?

— Да, я оказалась последней женщиной-машинистом. Вот думаю, может быть, в канун праздника стоит написать Владимиру Владимировичу Путину? Так, мол, и так, есть представительницы прекрасного пола, которые не прочь водить поезда метрополитена, но только надо там, под землей, наладить хорошую жизнь...

 

Люди 00:17 / 05 Апреля 2024 5551
Пожарные бунтуют

«Да гори оно синим пламенем!» - за такие-то деньги...

Алекс Зверев
Труд
Власти предупреждают: в этом году пожароопасный сезон в России может пройти сложнее, чем прошлый. Фото: Денис Бочаров/news.ru, globallookpress.com

«Лето в России станет самым жарким за всю историю наблюдений», — напугали страну еще в начале года синоптики. Ссылаясь на неназванных экспертов, они предсказали в июне среднюю по стране температуру...

Президент поручил обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже семи процентов

Александр Киденис
Труд
На первых порах вывести из бедности предлагается около 3,5 миллиона россиян. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

На сайте Кремля в списке поручений президента появился пункт: обеспечить к 2030 году снижение уровня бедности населения в РФ ниже 7%, среди многодетных семей — ниже 12%. Ответственным назначен премьер Михаил...

Несколько мгновений - и вся жизнь Анатолия Квочура

Анатолий Журин
Труд
Фото: © Anvar Galeev, globallookpress.com

Не стало знаменитого летчика-испытателя, Героя России Анатолия Квочура. Зарубежная пресса его называла «русской летающей ракетой». За годы работы в ОКБ имени Микояна он первым поднимал в небо МиГ-23, МиГ-25,...

Чем больше человек принадлежит своему народу, тем больше он сможет сделать для всего мира. К нему это относится в полной мере

Елена Исупова, переводчица статей и книг Дж. Кьезы
Труд
Фото: Andrea Ronchini/Zumapress.com, globallookpress.com

Шел 2008 год. Мама сказала мне, что по первой программе покажут фильм про 11 сентября, который снял Джульетто Кьеза, итальянский журналист, умеющий докопаться до правды. Мама нечасто кого-то хвалила, но имя мне показалось...

20 иностранцев были привлечены к административной ответственности, восьмерых выдворили из России

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники управления Федеральной службы безопасности России по Донецкой Народной Республике провели в Мариуполе рейд по выявлению мигрантов, находящихся на территории РФ незаконно. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз силового...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?